Больше рецензий

Gwendolin_Maxwell

Эксперт

Читательский дневник

10 ноября 2023 г. 18:23

313

4.5

Эта книга стала для меня открытием автора, как бы странно это не звучало. Да, мы с начальной школы читали рассказы Паустовского, Пришвина, Бианки, но продолжили ли делать это повзрослев? Оказывается, очерки о природе - это капля в море их рукописей. И теперь мне хочется основательно порыться в их произведениях и почитать что-то более монументальное.

"Золотая роза" - включает в себя множество очерков, эссе, рассказов и воспоминаний самого автора. Их можно читать и по-отдельности, но именно автор связывает их в одно целое, словно нить, сплетая камешки в бусы. И пронизано все написанное любовью к природе и языку. Можно сказать, что Паустовский в каждом рассказе пытается найти и собрать ингредиенты к рецепту идеального писателя - из своих или чужих воспоминаний, знакомств, - но тут же оговаривается, что быть писателем - это не работа, а призвание.

Мне безумно понравился язык. Каждое слово подобрано точно и емко, нет ощущения нагруженности, все просто и понятно, но красиво и объемно.

Книга начинается с рассказа "Драгоценная пыль". Именно эта история вдохновила писателя на создание книги. Это история о парижском мусорщике Жане Шамете, который для знакомой, которую знал еще девочкой, для которой он рассказывал разные истории, в том числе и о золотой розе, создал эту самую золотую розу, собирая и просеивая пыль в мастерских.

Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности. Удивительно, что никто не дал себе труда проследить, как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы.

Константин Паустовский, судя по рассказам, очень много путешествовал, везде он находил красоту в окружающем. Каждая его встреча отпечаталась в его голове. Как он сам говорит, не станет хорошим писателем тот, кто ходит с блокнотом и записывает все подряд. Но нужно научить себя видеть. Тренировать себя как художник - а как бы вы нарисовали этот момент? Как бы описали его? Не нужно искать в лицах типажи для определенной истории. Нет. Когда наступит момент нужная история сама всплывет на поверхность воспоминаний и любая встреча, любое событие могут стать важными и необходимыми именно для этого рассказа или романа.

Золото закатов пылало в его садах. За Днепром мигали во мраке молнии. Мне казалось, что там раскинулась неведомая – грозовая и влажная – страна, наполненная бегущим шумом листьев.

Ну красиво! Вроде бы читаешь обыкновенные буквы, а в голове проносятся образы, в ушах грохочет гром, и даже начинаешь чувствовать аромат мокрой земли.
И таких цитат можно найти множество на каждой странице.

Отметила для себя главу (или очерк) "Алмазный язык". Там я почувствовала себя тем лесником, к которому привязываются слова, и в которых он ковыряется. Не знаю, быть может, многие порой ловят себя на этом. Я тоже люблю поискать в словах родственников, особенно в различных языках.

Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! – повторил он и засмеялся.

Отозвался в душе и рассказ "Случай в магазине Альшванга". Он действительно показывает как важно не только передать мысль, написать то, что из тебя рвется, но и верно оформить, так, чтобы другие поняли твой замысел. Это же сродни волшебству, то, как корректор просто верно расставив точки с запятыми и абзацы, преобразил текст, сделал его читабельным, хотя изначально вызывал лишь недоумение, хотя и не скрывал таланта автора. А реакция Соболя была замечательна - драматична, восхитительна.

Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

В самом конце К. Паустовский решил вставить отрывки из так и не появившейся на свет книги, которая должна была состоять из биографий замечательных людей. В "Золотую розу" он включил нескольких писателей. Конечно, мы всех их знаем, но после этих небольших рассказов захотелось узнать их творчество поближе. Особенно пришелся по душе рассказ о Викторе Гюго. Я восхищаюсь этим автором, читала и перечитывала его книги множество раз, и будут еще, поэтому было особенно приятно увидеть заметки о нем.

Эта книга меня порадовала. Она показала мне, что я еще могу ощущать красоту слова, еще могу вообразить себе написанное. Меня это вдохновило на новое чтение. 8 лет назад я пришла на этот сайт. Я читала много классики, можно даже сказать, что я поставила себе цель прочитать классические произведения, упущенные в школе. Да, многое уже прочитано, понято или нет. Но постепенно, в игровых буднях лайвлиба вектор усилий сместился с качества и вдумчивости на количество и легкость. Раньше я гордилась тем, что читаю много классики, а теперь тем, что за день прочитала ромфант. И эта книга Константина Георгиевича Паустовского показала мне это изменение. И мне хочется вернуться обратно.

Доп для ДП

В качестве дополнительного задания в долгой прогулке нужно было сгенерировать с помощью нейросети портрет главного героя. Хотелось бы предоставить портрет автора, но хоть он и рассказчик и частый непосредственный участник происходящих событий, в книге нет ни одного его описания. А брать описание реального человека из интернета было бы нечестно. Поэтому я решила составить портрет Жана Шамета - того самого парижского мусорщика, история которого и вдохновила Константина Паустовского на эту "Золотую розу"

...я узнал эту историю о парижском мусорщике Жане Шамете. Шамет зарабатывал на существование тем, что прибирал ремесленные мастерские в своем квартале.
...он был худ, остронос и из-под шляпы у него всегда торчал клок волос, похожий на хохол птицы.
С тех пор его преследовал запах пыли и помоек. Он чувствовал этот запах даже в легком ветре, проникавшем в улицы со стороны Сены, и в охапках мокрых цветов – их продавали чистенькие старушки на бульварах.
Шамет привык к ночной работе и даже полюбил эти часы суток. такой же добрый, каким были тогда.
...неуклюжую образину, ковылявшую на ревматических ногах...

картинка Gwendolin_Maxwell

свернуть

Комментарии


Как прекрасно!


Спасибо! Неожиданно и приятно!))