Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

9 ноября 2023 г. 03:41

1K

5 В дороге

Проза Стейнбека поражает меня, начиная с его маленькой "Жемчужины", своей глубиной и многогранностью. То, что я читала у Стейнбека, это точно не воздушная акварель, а скорей, мерцающие блики импрессионистов. Подобно им, он мгновенно погружает в ткань текста, широкими мазками создавая атмосферу и настроение.
"Гроздья гнева" Стейнбека ближе к художникам-монументалистам за его архитектурно выстроенную композицию, наполненность романа историческим и культурным контентом.
Образы словно вылеплены из глины, хотя из глины вряд ли можно создать нечто монументальное (глина приходит на ум не как хрупкий или прочный материал, а как "пыль придорожная"), и склонность Стейнбека погружаться в библейскую тематику позволяет заподозрить, что он лепит своих персонажей, подобно вечному творцу, именно из этого совсем не прочного материала.
Многие имена персонажей: Руфь, Ной, Роза Сарона, сразу отсылают к библейским сюжетам даже тех, кто знает о Библии только в силу общего развития.
Роман "Гроздья гнева" похож на полноводную реку, на несущийся поток, поток людей, которых безжалостный вихрь перемен поднял со своих земель и понёс навстречу новой жизни.
Использовав исторический сюжет вынужденного переселения многодетных и многолюдных (дети, старики, братья, сестры) фермерских семей из Оклахомы в поисках работы и просто выживания, автор создаёт роман на все времена. И особенно на времена великих перемен.
Роман основан на реальных событиях. В нём печально ошарашивают некоторые натуралистические подробности. Многие сцены написаны жёстко и это касается не только разделки тушек зайцев. Меня продолжает изумлять в самой себе, почему меня трясёт от подробностей работы мясника, а мясо, в которое превращают людей, меня возмущает, но на каком-то другом, более спокойном эмоциональном уровне?
И видимо это не только со мной так. Не даром в романе первая смерть на долгой дороге это смерть собаки, которую взяли с собой, в надежде на быстрое прибытие и освоение на новом месте. Она как бы предваряет все последующие драмы на дороге, на дороге жизни.
Если бы автор ограничился только темой социальной несправедливости, то он точно бы не увлёк меня. Но роман поднимает вечные темы: жизнь и смерть, ложь и правда, предательство, семья, земля, к которой были привязаны люди. Мы уже так далеки от земли, в смысле привязанности к ней, что многое в романе воспринимается ближе к библии, чем к современности.
Часть глав написана в жанре эссе, они касаются конкретных исторических фактов во времена великой депрессии в США и похожи на дневниковые записи с обличительными нотками.
Хлопчатник, который косвенно послужил гибели дома в Оклахоме, становится после изнурительного шествия в поисках нового дома одной из первых радостей. Так надо ли было трогаться с места или была возможность построить новую жизнь на родной земле?
Лицемерие и фарисейство местных протестантских проповедников и их последователей довольно едко показаны в романе. В то же время, одним из центральных персонажей становится бывший проповедник Джим Кейси, ушедший из церкви, но показавший истинное христианское самопожертвование. Кто-то сравнивает Кейси с Христом. Я думаю, что этот персонаж проповедью своей жизни показал путь истинного христианина. Не думаю, что Стейнбек был религиозен, скорей наоборот. Но это как раз говорит о том, что для отличения истины от лжи не нужны особые проповеди. Душа по своей природе христианка.
Есть в романе два персонажа, которые особенно тронули меня.
Это Ной и Роза Сарона. Они оба не от мира сего.
Ной был дурачком в семье, последствия родовой травмы. Он был изгоем, семья так или иначе, отвергала его. И он уходит от них ещё в дороге, то есть выбирает свой путь, словно предчувствует будущий потоп, трагичность судьбы при выборе пути выживания в поисках мяса, превращаясь сами в мясо, забывая о душе. Он не зовёт в свой ковчег никого, подобно библейскому Ною, но его путь понятен. Он отказывается от пути выживания для потребления, изнурительной работы ради скудного ужина. Он выбрал рыб (христианский символ) себе в пропитание, реку вместо земли. С Ноем мы в романе прощаемся вместе с членами семьи. Выживет ли он один? Автор наверно сам не ответил себе на этот вопрос. Я думаю, что выживет.
Роза Сарона на протяжении всего романа кажется просто невыносимым капризным ребенком, насколько может быть капризной беременная в некомфортных (мягко сказано) условиях. Но за этой капризностью скрывается невозможность полного разделения потребностей семьи, словно у неё иной путь. Она не отказывается нести все трудности, выпавшие семье, помогая в работе. Финальная сцена наверное один из лучших финалов, которые встречаются в литературе.

Спойлер!
Мёртворождённое дитя становится символом бесплодности их пути, как и сорвавшаяся плотина в ту же ночь становится символом бесполезности их труда. Но прорвавшаяся плотина становится символом свободной реки и новой жизни. Только в чём новый путь?
И хотя я чувствую, что Стейнбек хотел показать, что в сарае, где подобно Христу должна была появиться новая жизнь, но младенец мёрт, а что новую жизнь люди сами должны строить, помогая друг другу (спасение умирающего от голода), но это не отменяет, а подтверждает истинность добра и любви. Ведь последняя сцена написана по канонам иконописи. Это икона Роза Сарона.
— Так надо, — сказала Роза Сарона. Она прижалась к нему и притянула его голову к груди. — Ну вот… вот… — Ее рука передвинулась к его затылку, пальцы нежно поглаживали его волосы. Она подняла глаза, губы ее сомкнулись и застыли в таинственной улыбке.
свернуть