Больше рецензий

k_chernykh

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июня 2014 г. 14:26

100

4

Издавайся эта книга сегодня, на ней бы точно стояло ограничение 18+. Но у меня в руках оказалось издание 2001 года, а потому читатель хоть и вооружен, но ни о чем не предупрежден.
А предупредить тут надо вот о чем – в этой книге много секса! Не в смысле, что герои им направо и налево занимаются и это во всех подробностях описано. Нет, наши герои пошли дальше – они о сексе говорят. Говорят много, с чувством, толком и расстановкой. Но не о сексе, как проявлении каких бы то ни было чувств, или как о способе времяпрепровождения или, того хуже, биологической необходимости. Азимов не был бы Азимовым, если бы не говорил о сексе как о социобразующем факторе. По сути, Азимов в этом романе сделал то, что до этого сделал ХХ век – возвел секс в абсолют, а потом довел его до крайности. Даже, до двух крайностей.
В новой главе очень длинной истории про роботов, людей и Галактику автор сталкивает лбами два мира. В одном секс – это табу. О нем не думают, не говорят, занимаются им только по необходимости, продиктованной традициями и гипотетической возможностью родить потомство. Второй мир – абсолютная противоположность. Здесь заняться сексом так же просто, как пожать чью-нибудь руку. Нет никаких эмоций, чувств, предубеждений. Никакой тайны, тем паче. («Хочешь заняться сексом?» – «Да, конечно, сейчас только рецензию допишу. Оп, закончил, пошли!») А после автор берет Бейли, чуждого обоим этим мирам, и сует его в середину.
Самое смешное, что непосредственно секс (в смысле, кто, где, с кем и как часто) для расследования Бейли не имеет никакого значения. Он, наверное, даже для развития сюжета не так уж был важен. Но как объект социологического исследования. .. Я бы сказала, что это написано сильно, хотя автор и не озвучивает вердикта. Он не дает никаких оценок или советов, не провозглашает очевидных истин. Он просто рисует картину. А уж как мы на эту картину посмотрим (если посмотрим вообще) и что мы там увидим (если увидим хоть что-то), это уже наше дело.
Между тем на фоне нехилого такого социоисторического труда продолжаются приключения Лайджа и Дэниела. Пожалуй, чуть менее динамичные и запутанные, чем прежде, но все же приключения. Однако, несмотря на прежних персонажей, это уже совсем другой роман. На мой взгляд, уже довольно формально относящийся к циклу про Робота и Детектива. Даже по тексту видно, что роман писался с прицелом на Историю, скорее уже как связующее звено огромного цикла. Хотя милейшие, чуть припорошенные ностальгией, пасхальные яйца в виде «древних легенд» и сглаживают это впечатление.
Но все же у этой книги есть один главный недостаток – это ужасно инфантильное поведение Глэдии, которая, словно подросток в пубертатном периоде, с неимоверным упорством отождествляет физическое влечение с серьезными чувствами. Сцена с интрижкой была, на мой взгляд, совершенно лишней и даже неуместной и нехило подпортила моральный облик всех в ней замешанных.
За исключением этих малозначительных моментов, книга прекрасна и удивительна.
А вот Элайдж Бейли совсем не похож на актера, игравшего его в гиперволновой драме ;)