Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

7 ноября 2023 г. 09:38

109

4 Коктейль постмодерна и классики

А что, если Маяковский на самом деле не поэт, а эдакий злодей из Мстителей или Трансформеров? С буквой М на груди, в плаще и кулаками как у Халка?
А что, если Пушкин на самом деле был кем-то вроде Блофельда в бондиане? И в планах у него было уничтожение планеты?
*кстати. А можно вообще застрелить медного всадника?
И почему бы не сделать Жоржа Дантеса путешественником во времени, который спасет мир? Дантес – он же Мартынов, он же карающая рука, выпустившая пулю через дыру в пространственно-временном континууме в Маяковского. И между прочим, доподлинно известно, что человека похожего на Дантеса видели в гостинице «Англетер» накануне трагедии с Есениным.

Фантасмагория, которой позавидовал бы Булгаков и его «Мастер и Маргарита». Гоголь нервно курит в сторонке. Ну, кстати, его вы тоже можете увидеть на страницах графического романа Виталия Терлецкого и Аскольда Акишина. Игра воображения, мистика и насмешка над массовой культурой. Коктейль постмодерна и классики.

***

Я открываю для себя Мир графических романов. Именно так – с большой буквы. Потому что, не поверите, оказывается их много!  Оказывается, есть даже отечественные! Мало того, они очень разные и можно найти вот такую книжку-малышку как «Дантес» (хотя очень сложно использовать такой оборот по отношению к графическому роману, но я не про формат сейчас, а про объем), или найти вот такой фолиант как «Бомба» Альканта. В общем, я самозабвенно изобретаю колесо.

Графический роман для меня (человека, который только что дочитал четвертый графический роман в своей жизни) это в первую очередь образы, картинки, изображения. Восприятие слов, героев, их поступков напрямую зависит от атмосферы, которую создаст художник. Т.е. я больше уделяю внимание именно воплощению, стилю изобразительного искусства, а тут личные предпочтения выходят на первый план. И получается, что графический роман может быть очень хорошим, но лично мне не нравится, потому что я не люблю такой художественный стиль. С Дантесом у меня так и вышло. Мне понравились панорамы Петербурга, но в остальном… К сожалению, не мое.

Лучшее – враг хорошего. Когда сначала познакомился с трудами таких корифеев как Арт Шпигельман, Алькант, Лоран-Фредерик Болле, Ксавье Костэ, а потом взял в руки графический роман Виталия Терлецкого и Аскольда Акишина разница более чем заметна. И я прекрасно понимаю, что сравнивать их нельзя. Как нельзя сравнивать условного Репина с условным Шагалом, и Моне заодно. Но ведь сравниваешь неизбежно. И становится ясно, что Терлецкий и Акишин уступают… Но опять же, подчеркиваю, это в моей голове. Я не специалист. Я новичок, который пока исследует, знакомится. Пытается разобраться, а что вообще еще есть, какими эти романы бывают. И кстати, а можно ли вообще их считать книгами? Т.е. до «Дантеса» я считала "Бомбу", "Мауса" и "1984" книгами (и даже не сомневалась), а вот с Дантесом засомневалась. Это как-то совсем выходит за рамки… Наверное, из-за маленького объема, из-за вот такой несерьезной истории с безуминкой в глазах, из-за жанра… Не знаю. Но мне кажется, что я сейчас просто посмотрела картинки в интернете, а не «прочла книгу» (кажется мой мозг окончательного законсервировался и мне нечего делать в постмодернистском Мире Графических Романов).

Это был очень странный опыт. Я дочитала и подумала – вот это тоже графический роман. Вот он может быть таким тоже. Он может быть разным. И теперь я знаю каким именно.

Определенно, мои читательские горизонты расширяются…

Это рецензия из моего жж