Больше рецензий

6 ноября 2023 г. 18:40

725

5 Странно, до чего же кривые дороги мы зачастую выбираем, лишь бы не показать, что чувствуем!

О своей любви к Ремарку я могу говорить бесконечно. Его книги заставляют почувствовать себя счастливым и опустошенным одновременно.

«Ночь в Лиссабоне» — книга, благодаря которой я выпала из реальности на 2 дня, книга, где в конце я впала в «прострацию» и мне понадобилось время, чтобы осознать происходящее и прийти в себя…

Произведение повествует нам про встречу двух случайных людей, один из которых пытается найти два билета на пароход до Америки, а другой — ищет собеседника, чтобы излить ему душу.

Действия происходят во времена Второй мировой войны. Это история про людей, которые попали в руки фашизма, которые столкнулись с отвратительной человеческой жестокостью и которые были вынуждены скрываться и жить дальше, не имея своего дома и надежды на завтрашний день. Но еще эта книга про любовь, которую не сможет победить даже война и жестокость…

Ремарк каждой своей строчкой заставляет задуматься о том, что же на самом деле представляет из себя человеческая жизнь, что дает нам смысл и как двигаться дальше, не имея подстраховки и надежды на будущее:

«...Да, человек умирает, а кровать остается. Дом остается. Вещи остаются. Хочется их уничтожить.
- Нет, если они тебе безразличны.
- Не стоит их уничтожать. Человек не настолько важен.
- Вот как? Не важен? Ну конечно! Но скажите мне: что же важно, коль скоро не важна жизнь?
- Ничто. Только одни мы придаем ей важность»

Главные герои пытаются выжить и остаться в здравом уме, но, к сожалению, не всегда выходит так, как мы хотим, мы можем сколько угодно обманывать себя, внушать, что «все нормально, что все пройдет», но ничего не проходит бесследно, а память, самая коварная вещь на свете:

«Вдобавок наша память фальшивит, чтобы дать нам возможность выжить. Пытается смягчить невыносимое платиной забвения. Вам это знакомо?
- Да, знакомо. Но это не забвение, а что-то вроде дремоты. Достаточно толчка, и все опять оживает…»

Хочу поделится сценой, которая хорошо демонстрирует положение людей, во время войны, которая показывает нам, что есть разные стороны человеческой жестокости, жалости (сочувствия) и безысходности:

«…Извечная для человечества сцена — прислужники насилия, жертва и вечный третий, зритель, который не поднимет руки, не защитит жертву и не попытается освободить ее, потому что боится за собственную безопасность, а собственная его безопасность именно по этой причине всегда под угрозой…»
«…Я знал, что ничего не могу сделать для арестованного. Вооруженные эсэсовцы без труда сладят со мной… вдобавок мне вспомнилось, как кто-то рассказывал о подобной сцене…»

Герои хотят надеяться на лучшее, верят в то, что они смогут вырваться из рук жестокой человеческой несправедливости, но самое главное - в трудное время не терять веру в себя, когда ни на кого нельзя положиться, остается только быть человеком до конца и не пасть в руки режима и фашисткой системы:

«… Мне бы хотелось, чтобы эта ночь стала в моей памяти самой счастливой в жизни. А она самая страшная. Как вы думаете, память сумеет совершить такое? Должна же суметь! Чудо, когда его переживаешь, никогда не бывает совершенным, таким его делает только память… и если счастье умерло, оно ведь больше не может измениться и стать разочарованием. Остается совершенным.
- В самом деле, как мы можем по-настоящему знать, счастливы ли и до какой степени, коль скоро не знаем, что станется и как останется?
- Зная каждую секунду, что не можем да и не пытаемся его удержать. Если мы не желаем удержать и схватить его руками, грубой хваткой, разве оно тогда без испуга не остается у нас в глазах? И разве не живет там, пока живут глаза?»

В очередной раз убеждаюсь в том, что книги Ремарка — сердце, где вмещается вся боль, любовь, счастье и трагедия жизни. «Потерянное поколение» — это не просто люди, которые столкнулись с жестокостью, а герои, которые до последнего вздоха не утратили надежду на будущее и защищали свою свободу до самого конца, даже в тот момент, когда казалось, что все потеряно.