Больше рецензий

Champiritas

Эксперт

Encore un moment, monsieur le bourreau...

1 ноября 2023 г. 23:13

12K

2.5 В лоб читателю, чтоб он понял!

Знаю, что со своей рецензией окажусь в позорном меньшинстве, но, что есть – то есть. Никак не складываются у меня отношения с Бальзаком, пробовала сначала читать, а потом и слушать «Блеск и нищету», но так и не удалось мне побороть скуку и зевоту, чтобы оценить роман по достоинству. С «Отцом Горио» успех был немногим больше.

Начав читать этот роман, я тут же попала в те самые сети описаний – вот домик Воте, он же пансион для стариков, которым некуда больше податься. Автору нужно непременно описать каждую комнатку, садик возле, улицу, где он находится. Появление каждого нового персонажа, словно по каким-то нелепым канонам, сопровождается его физическим описанием, будто читателю и взаправду тут же станет интересно следить за ним только потому, что у него какая-то особая манера носить пиджак. Может чью-то читательскую душу это привлекает, но уж точно не мою, тем более, если такое описание наружности длится абзацами.

У романа есть и ряд достоинств, которые и позволили мне книгу дочитать: герои, как-никак раскрываются, за ними не так уж и безынтересно следить. Язык романа насыщен, совершенно нельзя сказать, что в нём нет утончённости, видно, что автор старается подбирать слова. Описание Парижского общества – одно из самых главных достоинств произведения.

Любой из них пройдет на улице мимо слепого нищего не обернувшись, без волнения прослушает рассказ о чьем-нибудь несчастье, а в смерти ближнего увидит лишь разрешение проблемы нищеты, которая и породила их равнодушие к самой ужасной агонии.
Кто знает Париж, тот не верит ничему, что говорится в нем открыто; о том же, что происходит там в действительности, все молчат.

И тем не менее, роман мне чем-то не понравился. Очень не хочется отмахиваться банальными фразами вроде «мне неинтересно», «сюжет скучный», «герои противные». Нет, дело в другом, и я не сразу поняла, в чём именно. Пришлось приложить усилия, чтобы разобраться в том, что же за барьеры стоят на пути к тому, чтобы полюбить роман.

Во-первых, мне не совсем близка авторская манера говорить в лоб читателю, как обстоят дела и что думают герои. Любовную игру Эжена и Дельфины Бальзак буквально расписывает читателю, как идиоту. Вот так, все карты на стол! Когда вижу такое, мой интерес тут же начинает стремиться к нулю. Другой пример, когда я поймала себя на мысли, что автор со мной говорит слишком уж прямо и сомневается в моей читательской наблюдательности - это появление графини на балу во всех своих бриллиантах, которые «обжигали её». Да откуда мне знать, что у неё в голове, когда я вижу только бриллианты? – Мне об этом Автор сказал, напрямую, без намёков. Таких примеров множество.

Второе – это персонажи, которым я не поверила, а следовательно, и сочувствовать никак не могла. В конце романа, когда каждый буквально вывалил свои проблемы и переживания, опять же, прямым текстом, когда читателю посредством диалогов героев становится понятно, какие же мерзавцы мужья Фифы и Анестезии (уж извините, настолько мне неприятны эти персонажи, я их назову так. Кто читал роман, догадается, о ком речь), уже становится всё равно на эти изнывания и дамские капризы.

Немного больше понравился мне один из ключевых героев – Эжен. Эк его мотало! И влечение к женщине, и желание денег и матушкины напутствия. Какую сторону выберет он? Даст ли себя погубить хитрецу Вотрену? Вотрен – это один из немногих, чьи реплики вызывали у меня живой интерес. Мерзавец! Подлец! Прямо-таки Мефистофель! Чувствует все слабости юного оборванца, ещё совсем не знающего жизни, вот-вот заденет нужные струнки и заманит в пропасть.

Что до самого отца Горио – я осталась равнодушна к нему.

Это были рассуждения читателя-обывателя. Я ни в коем случае не хочу задеть чувства тех, кому роман понравился. Если говорить откровенно, я не насладилась романом как художественным произведением, да и знания о жизни он мне не прибавил. Всё-таки, моя читательская любовь не будет отдана Бальзаку, сердечко моё покорено другими французами – Золя и Мопассаном. Что ж поделать? Придётся смириться и, кажется, к Бальзаку больше не обращаться.


o-r.jpg


Комментарии


"Гобсека" пробовали?


Ппробовала, но уже плохо помню, о чём там. А вам как творчество Бальзака?


Не поклонница))) Но некоторые вещи, такие как "Гобсек" или "Шагреневая кожа" в свое время зашли. Видимо, каждому роману - свое время)))


Бальзака тоже не то чтоб обожаю, но в данный момент нахожусь на полпути на наш с тобой любимый сайт, собираюсь слушать Оноре де Бальзак - La Duchesse de Langeais . Специально подобрала книгу, которую или не читала, или совсем не помню, чтобы провериться, насколько вообще его понимаю)).

Ой, отвлеклась, а ведь хотела написать про весёлое: моё знакомство с Бальзаком началось в возрасте лет пяти, когда мама увлечённо смотрела по телевизору французский сериал "Блеск и нищета куртизанок")). Слово куртизанки мне объяснили уморительно - нечестные женщины. И всё, ребёнок не переспрашивал.


Слово куртизанки мне объяснили уморительно - нечестные женщины.

Бедные родители:) А сейчас дети знают больше, чем они сами, не успеешь  - на улице расскажут и про куртизанок и про что ещё.

Специально подобрала книгу, которую или не читала, или совсем не помню, чтобы провериться, насколько вообще его понимаю))

А рецензия будет с лингвистической заметкой? :)


А вот это пока не знаю, ещё не начала, только спланировала)).


Давай, Сауле:) Ну что мне сделать, чтобы тебя подбодрить на это нелёгкое дело? :))))


Ничего не делай, я уже настроилась. По плану - на следующей неделе.


но так и не удалось мне побороть скуку и зевоту, чтобы оценить роман по достоинству.

Слушайте Ольга, а вот у вас в последнее время не посещает такая "болезнь" под названием "абсолютный нечитун художки"?
Это крамола конечно говорить о таком на данном сайте)) где все в первую очередь любят читать художку. Я почему спрашиваю, меня такой "нечитун художки" прям одолевает. И я заметил, чем больше я читаю исторической литературы, тем скучнее мне перелистывать художку.


Прекрасно вас понимаю, у меня тоже интерес к истории и биографиям гораздо сильней себя проявляет. Но я ничего не имею против классики, что-то мне в последнее время хочется что-то перечитать, что-то прочитать. Другое дело, когда попадается книга, которая тебе ничего проктически не дала, разве что прочитал и знаешь "что все обсуждают". Поставил галочку - и ладно :)


Я с Бальзаком мало знакома, книга Оноре де Бальзак - Шагреневая кожа мне не понравилась, а вот рассказ Оноре де Бальзак - Турский священник всем рекомендую)


А я к тебе заглянула, прежде чем писать рецензию, надеясь найти единомышленника в твоём лице ;)

Пока с Бальзаком поставлю дела на паузу, хотя у меня ещё "Воспоминания двух юных жён" стоят. Ты уже читала, я видела :) Мне помню, понраивлась "Евгения Грандэ", прочитала после упоминания этой книги в воспоминаниях Лени Риффеншталь. Ну так, вроде бы ничего, но врядли я когда-нибудь запишу Бальзака в любимые авторы. Может я уже переросла, а может ещё не доросла XD Кто знает? То чувство, когда всем нравится, один ты такой - дурак :)


Бальзака в школьные годы очень любила, сейчас попробовала и те же впечатления )


Ну слава богу, я не одна такая :))))


Это произведение, всего лишь глава "Человеческой комедии". Если смотреть на Эжена дальше, то понятно что другие для него лишь удобрение для его успеха. Автору не было нужды особливо размусоливать его отношения с Дельфиной. Она лишь перевалочный пункт за которым таится заветное богатство, декорация. Главное в этих отношениях что рисует автор, потенциал вырваться из нищеты и алчная жажда Эжена достигнуть этого любой ценой.

Впервые познакомившись литературой, мне попалось произведение Оноре де Бальзака, и я в ужасе отринул его прочь. Бесконечные и скрупулёзные описания быта были совершенно не тем, чего ожидаешь от литературы. Но как верно высказался один советский литературовед, в каждом произведений, он подготовляет решительный момент в котором все предшествующие описания, сливаются воедино, как совершенно необходимые для понимания свершающегося действия. Неутомимо продираясь сквозь бесконечные статичные описания, автор награждает читателя за упорство, бурным, реактивным развитием действия, почти поднимаясь в эти моменты до патетики драм Эсхила. Правда не боги, не стихия природы - катаклизм который бичует всех героев "Человеческой комедии", но стихия общественных отношений, что давлеет над ними в обычной жизни. Золя пытался подняться до него, но у него не вполне получилось.

Впоследствии мне удалось оценить это по достоинству. Конечно, это субъективное мнение. И не Мопассан, не Золя, не братья Гонкуры, не Дюма и Гюго делают славу французской культуре. Но именно Оноре де Бальзак. Как у нас Лев Толстой.

А вы ещё встречали в литературе типаж персонажа как Вотрен? (Он получает полное развитие и раскрывается только в "Блеск и нищета куртизанок"). И чтобы это был желательно протагонист?


 не Дюма и Гюго делают славу французской культуре. Но именно Оноре де Бальзак. Как у нас Лев Толстой.

это ваш вывод или вы сейчас чьё-то авторитетное мнение повторяете?

У нас с Вами взгляды относительно французской литературы не очень схожи. Помнится, вы и Флобером зачитывались, а я там особой прелести не заметила. Не исключено, что я что-то не понимаю, но я беру книгу не чтобы разбираться в хрестоматийных догмах или насиловать себя книгой только потому что это классика и я непременно должна её полюбить. Так уж получилось, что французская литература для меня это Гюго, Мопассан и Золя, а может ещё и Камю с Экзюпери. Их я буду читать в оригинале, Бальзак же меня не приблизит к этой заветной цели.

Увы и ах, сказал читатель-обыватель и потянулся за томиком Mont -Oriol.


Конечно, это субъективное мнение такого же читателя-обывателя о чём сразу указал. На вкус и цвет товарищей нет. Так вы подобных Вотрену персонажей встречали в литературе, протагонистов?


Думаю, у Диккенса есть такие персонажи, но сейчас точно не скажу, нужно вспоминать.