Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

1 ноября 2023 г. 17:34

7K

4 О том, как сказка превратилась в бытовуху

Попав единожды в волшебную страну, ты уже не захочешь возвращаться к прежней человеческой жизни. Брат и сестра Бейли откровенно мучаются в бессмысленном для них теперь колесе школы и дома, отчаянно ищут способ вернуться и не понимают, почему от бабушки-феи нет никаких вестей. Неужели она забыла о них? Поманила прекрасной сказкой, чтобы потом отнять её? К сожалению, всё на поверку традиционно оказывается не так просто, в сказочной стране снова происходит нечто зловещее, и спасти положение смогут только дети двух миров. Правда, опасности на этот раз будут куда более серьёзными, а последствия – поистине внезапными.

Не знаю, как воспринимает продолжение детская аудитория, но, на мой взгляд, второй том цикла получился слабее первого. В нём не хватает той концептуальности, той изюминки, которая бросалась в глаза в самом начале. Историй о мирах на сеттинге классических сказок, но более-менее взрослого пошиба много. Очень много. Эта идея предельно не нова, в литературе её обсосали до косточек. Так что каждому автору приходится теперь дополнительно изворачиваться и придумывать что-то ещё более необычное. Крис Колфер же пошёл по самому стандартному пути, сведя сказки и персонажей воедино, прописав общий обоснуй мироустройства и добавив каждому сказочному герою забавных тараканов, чтобы история мгновенно перестала быть детской, а читатель с контраста поржал. И для первого тома этого было действительно достаточно, всё выезжало исключительно на юморе, нежданчиках и эффекте новизны. Но во второй книге нет ни новой оригинальной концепции, ни какого-то прикольного поворота или акцента. По сути здесь всё точно такое же, один в один, вдобавок вся предыдущая сказочная абсурдная веселуха и несостыковки закончились, доля метатекста уменьшилась и повествование начинает развиваться в рамках заданного сеттинга, превращаясь в нечто стандартно-фэнтезийное. Ситуация прямо как с продолжением тимбёртоновской Алисы, в котором Кэрролла отпихнули в сторонку и сосредоточились на развитии этой вселенной якобы как оригинальной, с проработкой глубоких драм персонажей. Картинка вау, но фанатов что-то не радует.

К тому же в событийном плане мы тоже видим полное повторение сюжета. Дети снова попадают в сказочный мир, снова встречают тех же персонажей, путешествуют по разным локациям, потому что мир снова надо спасать. Да что там, они даже снова собирают предметы по той же самой схеме, что и раньше. Я не понимаю, то ли у автора фантазия резко отказала, то ли он таким способом хотел добиться цельности цикла, но это же немного не так делается. Пока что меня тянет пошутить, что он подложил копирку под первый том.
Хотя не спорю, что здесь есть и разные неплохие моменты. Например, проблема мачехи и сестёр Золушки и особенно – её решение. Матушка Гусыня прекрасна абсолютно. Трагедия Снежной королевы очень хорошо придумана. И мне особенно понравился момент с писательской карьерой Коннора, особенно когда об этом узнаёт его учительница. Это было так мило :з

И напоследок мне бы хотелось упомянуть один момент, который, возможно, является фишкой цикла, но не поручусь. Это контраст сказочного мира и земного. И если в первой книге оно не бросалось особо в глаза, лишь изредка становясь поводом для шуток, то сейчас это просто дико дисгармонирует. В этой книге идёт очень сильный акцент на бытовушность повседневного мира и всё буквально пронизано современными интонациями, от гаджетов до диванной психологии. И ладно бы это было адекватно и к месту, так нет же, плюс оно ещё и размывает возраст целевой аудитории. К тому же здесь в принципе поднимается масса недетских проблем, причём, детским языком: отношения, семейные дела, вопросы личной жизни, с которых немилосердно кринжуют все несовершеннолетние герои, а заодно и читатель.

Не знаю, наверное, я слишком стар для такого и было бы лучше завязать с циклом, но концовка прямо интригует. Герои в своей детской жажде приключений не учли, что у всего есть своя цена и никто не может жить в двух мирах одновременно. Да, драма, но хорошая. Люблю такое.