Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 ноября 2023 г. 16:13

121

2.5 Граф Амори и бульварные страсти

Ипполит Рапгоф -человек с яркой судьбой, необычной кажущейся только сейчас, а сто лет назад наверняка так не казалось. Ипполит Павлович Рапгоф, не только русский беллетрист, музыкальный критик, первый русский музыкальный продюсер. Он еще и известный авантюрист граф Амори, «объявивший войну русской литературе». Одно его продолжение «Ямы» Куприна – отдельный исторически-литературный анекдот. Его кончина была в духе всей жизни:

По некоторым свидетельствам он в 1918 году во главе небольшого отряда захватил городское управление Ростова-на-Дону и провозгласил там анархическую республику. Новая власть продержалась недолго. Уже на следующий день анархия была свергнута, а сам главный 58-летний анархист был расстрелян большевиками

Ипполит Рапгоф, как сейчас бы отметили, всегда писал "на волне хайпа". Книга "Тайны японского двора (роман из современной японской жизни)" вроде бы была дебютным произведением для автора с псевдонимом Граф Амори, вышла в 1904 году, аккурат в разгар того, когда наше общество максимально интересовалось японской тематикой. Однако, взявшись за сей труд, не стоит обольщаться его достоверностью и качеством (стоит вспомнить описание автора, его жизненные принципы, чтобы понять, каков литературный результат). Это очень второсортное, халтурное, простенькое произведение, буквально напичканное романтическим бредом, фантазиями на тему японской культуры в дикой мешанине русских безбашенных аристократических бездельников на фоне парижских беззаботных декораций. Графоманил Рапгоф с размахом, как и жил, объем у опуса немаленький (в некоторых изданиях это аж двухтомник), жвачка жуется тщательно, а сюжет полон мелодраматических поворотов в духе слезливых желтых страниц тогдашних бульварных романов (до которых, на мой дилетантский взгляд, эта книга все равно не дотягивает). Ромачик вышел в серии «Авеню детектива» и классическим детективом с конструкцией «преступление-улики- сыщик-расследование-финальная сцена» не является, тут детективная идея в другом. С японским посольством в Париже и японцами, путешествующими по Европе с целью набраться европейских ценностей связано несколько загадочных происшествий со смертельным исходом. Появляются трупы, пропадают люди. С этим оказывается связан подданый российской империи барон фон-дер Шаффгаузен. И исчезновение барона, красавчика пышноусого, бонвиана и безалаберного балбеса, прожигателя жизни – начальная сцена, завязка рассказа о том что же происходило. Потом все начинает распутываться, с погружением во временную ретроспективу. Тут-то и оказывается, что не только барон пропал, будут выкрадываться и пропадать и другие персонажи. А еще несколько насильственных смертей вокруг происходящего. И в чем причина, кто виноват и почему все получилось именно так – об этом будет детективно-приключенческий сюжет. Порою мне казалось, что автор действовал по принципу «что вижу- то пою», потому как столько бессмысленных метаний, сцен, не несущих важной информации и не влияющих на сюжет, столько каких-то низкопробных комментариев. Но ведь это многое говорит и об авторе, и его жизненных ценностях. В частности, я сделала вывод о его отвратительном и неприятно уничижительном отношении к женщинам, с позиции безальтернативной вседозволенности по праву рождения - к аристократам, с позиции антитолерантности и антиуважения - к представителям других культур. Порою казалось, что он не имеет ни малейшего представления о японцах, японской культуре, японском менталитете – так непохожи его японцы на тех представителей этой культуры, которые встречаются на литературных просторах более качественной литературы. Только названия и то, что под этим понимает поверхностный человек – вот, что можно тут увидеть. Я не специалист-японовед, я вообще далека от этого, но считаю, что ментальность дает свои установки, и они отличаются, не будет японская принцесса вести себя так, как описано в «Тайне японского двора». Кстати, помимо похищений и насильственных смертей из-за ярости, ревности и глупой гордыни, присутствует еще дуэль со смертельным исходом – от которой еще один виток происшествий. Резюмирую: разочарована книгой, познакомилась с авторским стилем, продолжать это знакомство не планирую.

Игра в классики
Группа Читаем классику вместе!
Театральный сезон, труппа театра Логики "LAMMO CRIME"