Больше рецензий

29 октября 2023 г. 15:23

92

4 «Города оказывают влияние на людей, живущих в них, постепенно, так же, как и люди не сразу могут выбрать тот город, жить в котором им комфортно.»

Вышедшие в свет в 1972 году «Степфордские жены» Айры Левина явно были детищем своего времени и воплем женщин в перерождающемся обществе. Это годы разительных перемен, хиппи уступают место дельцам, домохозяйки с плакатов идеальной американской мечты - самостоятельным и независимым женщинам, борющимся за свои свободы и права, феминизм вдруг поднимает голову и превращается в целые движения. Старая идиллическая картинка сменяется новой и непонятной, но дышащей свободой по всем фронтам. 

Вот и в книге Левина происходящие изменения и «женский вопрос» приобретают просто-таки фантасмагорическую форму. Джоанна с Уолтером и детьми переезжают из большого города в тихий уютный пригород - Степфорд. И окунаются в идиллическую атмосферу из реклам 50-х гг: тут прекрасные образцовые жёны, у которых слепящий глаз порядок не только на кухне, но и на голове/наряде, они одержимы заботой о муже и детях, предел их мечтаний - радость супруга и натертые до блеска полы, они всегда улыбаются, всегда в делах и не думают о всякой ерунде типа хобби или самореализации, тем паче о равных правах с мужчинами и собственных мечтах. А мужчины тут как на подбор, примерные семьянины, добытчики и защитники, как всё с тех же плакатов, улыбаются и хвалят своих идеальных жён, а по вечерам собираются в загадочном особняке Мужской ассоциации, куда дамам вход воспрещён. Джоанна замечает, как меняются её подруги, превращаясь из обычных, «живых» женщин буквально в роботов с идеальной укладкой и шваброй в руке 24/7. Джоанна замечает и в своей семье изменения, когда их с Уолтером отношения стали меняться? Что скрывает супруг? И что вообще происходит в этом милом прянично-приторном городке?! 

Небольшая по объёму, буквально на пару часов, книга читается на одном дыхании. Долго запрягают, как говорится, но потом вжух и события снежным комом мчатся к финалу! Идеальные картинки сменяются настоящим триллером с примесью научной фантастики и нотками мистики. Хотя…как на мой взгляд, тут весьма двояко можно рассудить. Да, автор утрировал и преувеличивал, создавая историю, а ведь все можно было бы объяснить, например, стрессом героини, которая из большого шумного сити переезжает в глушь, где всё и вся крутится вокруг дома, семьи и домашних же забот, где женщин затягивает быт, убивающий все амбиции. С такими переменами трудно справиться, возможно, Джоанна как раз не вывезла? Или же тут действительно происходит что-то жуткое и мрачное, из разряда истории Франкенштейна? Решать вам;)

Весьма кинематографичная книга на вечер, плод своего времени, острая тогда, не потерявшая в чем-то актуальности и сейчас. Мне понравилось)