Больше рецензий

Balagur72

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 октября 2023 г. 22:08

249

4 За веру, отца и отечество

Мне, как противнику всяких уний с католиками, а также экуменизма роман понравился, за исключением трёх последних глав. Роман безусловно не исторический, а приключенческий в исторической антураже обстановке. Есть писатели, которые подгоняют исторические факты под свой сюжет, а есть писатели, которые подгоняют свой сюжет под исторические факты. Вот этот роман относится ко второй группе, т.е. какие бы сюжетные ходы не сочинил автор, но, если суждено княжне Елене выйти замуж за Александра Ягеллончика, значит она за него выйдет, какие бы приключения княжне Елене не придумал автор до замужества.

Неискушённый читатель может задать вопрос: а зачем Ивану III нужно было, чтобы его дочь вышла замуж за великого князя Литвы, сохранив своё вероисповедание и почему литовцы не протестовали? Я думаю, это Ивану III нужно было, чтобы внести сумятицу в Литве и одновременно обнадёжить возможным возвращением русичей тех русских земель, которые захватила Литва в прежние века. Литве же было не до протестов, она потерпела ряд поражений в битвах Пограничной войны 1487-93 гг. и потеряла территории.

Елена ещё до замужества понимала, что её жизненный путь в Литве будет тернист, митрополит Зосима ещё в Москве предрёк ей это:

Кроме Елены, слов митрополита Зосимы никто не услышал. Она же поняла их значение как предупреждение о том, что ей нужно готовить себя к тяжёлой подвижнической жизни.

Судьба Елены была похожа на судьбу её матери, когда Софья уезжала из Рима в Москву, только со знаком «минус»:

Мать уезжала от тяжёлой римской опеки в православную, единоверную державу, дочь из благочестивого православия — в католическую страну.

Читателям романа может показаться, что Александр Ильич излишне чёрной краской мажет католиков, но вспоминая инквизицию, будущие «гугенотские войны» во Франции XVI века и будущую Варфоломеевскую ночь (кстати, эта ночь – предвестница 4-ой гугенотской войны), мы поймём, что католиков нам не нужно мазать чёрной краской, они сами в ней измазались с головы до ног.

Теперь о местах романа, которые мне не понравились:

Первое:

А ещё лучше перехитрить муксаидов — христиан по Корану

Христиане в Коране называются - насара (назореи), слово «муксаид» гуглится в сети только как имя человека, откуда автор взял это слово – для меня загадка.

Второе:

Ещё надо немедленно послать гонцов в Каунас, в Паневежис...

Почему-то Александр Ильич использует старое название только для Вильно, а другие города называет современными названиями. Каунас раньше был Ковно, Паневежис был Поневежем.

Третье:

Маниакальное использование автором слов «россиянин», «россияне» по всему тексту романа, но страну он называет Русью.

И последнее:

О трёх последних главах можно сказать словами Ильфа и Петрова: «...и тут Остапа понесло». У меня впечатление, что эти главы писал другой человек.

P.S.: в принципе, роман неплох. Честно скажу, я ничего от этого романа не ждал. Да, и последнее - люди, которые не понимают всё напряжение между православными и католиками в XV-XVI веках, не поймут в какой террариум попала княжна Елена Ивановна.