Больше рецензий

17 октября 2023 г. 07:32

820

4.5 "Остаток дня", он же личный дневник дворецкого пера Кадзуо Исигуро

Неоднозначная книга "Погребенный великан" произвела на меня достаточное впечатление, чтобы я захотела взять ещё одну книгу Кадзуо Исигуро, и на этот раз мой выбор пал на часто упоминаемый "Остаток дня".

Возможно, в тексте присутствуют спойлеры, но я не могла говорить о книге в отрыве от сюжета.

Открыв книгу, первое время совершенно не понимаешь, зачем вообще это читать. Кажется, что это просто чей-то личный дневник, ещё и сформулированный в высокопарной манере (я читала на русском, но в голове могла отчетливо представить, как более органично это все звучало на английском, а еще сразу вспомнились персонажи из "Аббатства Даунтон", так что картинка сложилась). Но теперь я уже была готова и поняла, что это такая фишка Исигуро — его книги увлекают тем больше, чем дальше в них углубиться.

Он как будто заманивает читателя вглубь истории, постепенно позволяя начать догадываться, к чему все идет, и в итоге, в самом конце, оставляет уже с окончательным осознанием. Книга, после которой сидишь с открытой последней страницей и перевариваешь ключевую мысль.

Первую половину книги персонажа-дворецкого, лично мне, было тяжело понять, казалось, что он робот, который способен только работать на благо хозяина, а в свободное время думать, как работать ещё лучше. Но со временем он раскрывается, правда, больше для читателя, чем для себя, потому что у него в голове есть сформированный идеал, который очень неприятно было бы разрушать. Вся его жизнь построена вокруг этого идеала: сын дворецкого, он и не знал, что может быть другая жизнь. И даже в момент болезни отца он не может отказаться от безукоризненного выполнения работы, потому что в этом весь его идеал, то, что он называет для себя "достоинством". Он не видит людей вокруг иначе, чем как работников, из-за чего разрушает близкие отношения, даже не осознавая этого.

Он создает для себя идеальный образ своего хозяина, потому что "в реальной жизни критическое отношение к хозяину и образцовая служба просто несовместимы". Он видит в своем лорде только хорошее, и ему тяжело признавать, что тот мог ошибаться. Несколько раз поднимается тема того, что простые люди должны заниматься своими делами и не лезть в высокие материи, потому что ну разве смогут они сходу ответить, как то или иное событие повлияет на экономику Европы? А вот серьёзные джентльмены в закрытых гостиных могут, значит, им этим и заниматься. И главному герою нравится быть винтиком в колесе, вращающем внешнюю политику страны (хотя, как оказалось, не в ту сторону). События, связанные с нацистской Германией, упоминаются довольно вскользь, но для меня этого было достаточно для гнетущего ощущения.

Мне понравилось, что все же ближе к концу, хотя поездка, по факту, началась в самом начале книги, главному герою удается развеяться, попасть на долгожданную встречу и даже открыться самому себе (хоть и через случайного знакомца), правда, ненадолго. Он признается, что отдал всего себя, и не знает, как быть дальше. Но, спустя некоторое время, уже вновь размышляет, чему стоит научиться, чтобы быть полезным новому владельцу дома. Очевидно, что ему остаётся делать то единственное, что он умеет, и что получается у него лучше всего.

Книга глубокая, очевидно, не зря автор получил за неё Букеровскую премию, хотя мне более иносказательный "Погребенный великан" показался интереснее. Могу точно сделать вывод, что книги Исигуро не для легкого чтения, к ним надо быть готовым, но они действительно пробирают.


Телеграм