Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

16 октября 2023 г. 14:42

766

4 Париж слезам не верит, или...

... романтическое учебное пособие по маркетингу

Какое-то двойственное чувство у меня осталось после прочтения этого романа. Вроде бы всё замечательно — и задумка автора, и её воплощение, но почему-то книга меня не зацепила. Во время чтения меня не покидало ощущение, что я будто бы наблюдаю за происходящим со стороны. Бывают книги, в которые проваливаешься с головой и ощущаешь себя не просто читателем или зрителем, а одним из участников событий, но в этот раз такого не случилось. Умом я понимаю, что здесь есть чем восхищаться и кому сопереживать, но сказать, что этот роман произвёл на меня неизгладимое впечатление, я не могу. При этом я отдаю должное писательскому мастерству автора и признаю, что это интересная книга, обладающая массой достоинств. В сущности, мне и придраться-то не к чему, и я даже не могу сформулировать, в чём тут загвоздка. Вот сейчас допишу свой отзыв и выяснится, что я в полнейшем восторге от книги. Но это не так. Может, я просто не любительница всех этих производственных романов? Вполне может быть. Но я вас уверяю, с эстетической точки зрения книга изумительна, Золя — настоящий художник слова.

События, описываемые в романе, происходят в 1880-е годы во Франции. Главные действующие лица — девушка по имени Дениза Бодю, владелец магазина "Дамское счастье" Октав Муре и.... его магазин собственной персоной. Да-да, магазин здесь — это центральный персонаж, сложный живой организм, вокруг и внутри которого и разворачиваются все события романа. После смерти родителей в поисках лучшей доли Дениза, вместе с двумя оставшимися на её попечении братьями, перебирается в Париж, где живёт её дядюшка, владеющий небольшим магазинчиком тканей. Через некоторое время она устраивается продавщицей в магазин "Дамское счастье".

Но это не просто магазин. "Дамское счастье" — это своего рода символ той эпохи, олицетворяющий собой социальные перемены, происходившие во Франции в конце XIX века. Когда я училась в институте, у нас был предмет под названием "политэкономия". Если бы в учебную программу данной дисциплины включили роман "Дамское счастье", возможно, мне бы не пришлось скучать на лекциях и в дальнейшем — пересдавать эту политэкономию аж три раза. Эта книга вполне могла бы стать частью какого-нибудь учебного пособия, по крайней мере, здесь можно почерпнуть массу сведений на тему истории торговли, влияния крупных торговых предприятий на социально-экономическое развитие общества, истории и теории конкуренции и так далее. А тем, кто профессионально занимается рекламой, тем более надо взять это произведение на заметку и внимательнейшим образом изучить его, чтобы снова и снова не изобретать велосипед. Здесь найдётся всё, что нужно, включая различные методы и механизмы психологического воздействия рекламы на потребителя.

Сам магазин "Дамское счастье", конечно, впечатляет. Его даже неправильно называть магазином, это что-то потрясающее, сейчас такого уже не встретишь. Служащие магазина там же и жили: на верхних этажах было что-то вроде гостиницы со множеством одноместных номеров. Продавцам выдавали форменную одежду и кормили (завтрак, обед, ужин). Но вместе с тем жилось им несладко. Вот что пишет Золя о неопределённости общественного положения девушек-продавщиц:

... это и не лавочницы и не барышни. Живя в роскоши, но часто не имея даже начального образования, они представляют собой некий обособленный, безыменный класс. Этим и обусловливаются их невзгоды и пороки.

Со временем магазин "Дамское счастье" начал выполнять ряд социальных функций: для служащих была создана библиотека; открылись вечерние курсы, где работники магазина могли обучаться иностранным языкам, грамматике, арифметике и географии; проводились уроки верховой езды и фехтования. В магазине имелись комнаты отдыха для продавцов, а также бильярд, буфеты и парикмахерская. При магазине жил доктор, который бесплатно консультировал работников. Был даже свой оркестр, состоящий из ста двадцати музыкантов!

"Дамское счастье" само удовлетворяло все свои материальные и культурные потребности среди громадного Парижа, заинтересованного этими новшествами, этим городом труда, который вырос на навозе старых улиц, открывшихся наконец яркому солнцу.

Вернусь к Денизе. Таких, как она, американцы называют self-made woman — женщина, которая сделала себя сама. И это действительно так. За несколько лет Денизе — приехавшей в Париж провинциалке, не имеющей ни жилья, ни начального капитала, ни покровителей — удалось пройти путь от дикарки "в грубых башмаках и жалком чёрном платьице" до заведующей отделом детской одежды. Более того, каким-то необъяснимым образом она сумела стать предметом обожания не кого-нибудь, а владельца этого самого магазина, Октава Муре. Вот любовная линия как раз и не показалась мне убедительной, как-то всё это слишком похоже на сказку про Золушку. Я болела за девушку, но всё равно немножко не верила в историю её отношений с Муре. В этом смысле Эмиль Золя, которого принято называть одним из самых ярких представителей реализма второй половины XIX века, показался мне скорее романтиком, чем реалистом. Безусловно, Дениза достойна восхищения, вот только я что-то очень сильно сомневаюсь, что такие девушки существуют в реальной жизни.

**********

— участвую в Литературном турнире в группе "Читаем классику вместе!"

— собираю гербарий в группе "Клуб любителей ёжиков"