Больше рецензий

14 октября 2023 г. 23:01

285

2.5 Абзацный метод дал осечку

Автора знаю давно. И даже любила одно время. Нежная юношеская повесть "Когда же пойдёт снег" покорила меня сразу. Потом был роман "На Верхней Масловке", подтвердивший ощущение, что автор способна вписать своё имя в русскую литературу. а затем путь писательницы пошёл в неинтересном для меня направлении - уроды, мошенники всех мастей, и я перестала ждать с нетерпением выхода новых романов. Хотя люди читают - им нравится. "Русскую Канарейку" до сих пор можно откопать в глубинах горы "Надобы", давящей на мою читательскую совесть.
Но вот с большим перерывом я взялась за очередную книгу Рубиной, соблазнившись высоким средним баллом - вдруг она изменилась или уже Я?
И вот в ход пошёл мой "абзацный" метод - когда книга открывается посередине, глазами выхватывается абзац-другой и если он цепляет, то надо продолжать чтение. Да вот только дело в том, что мне по-прежнему нравится КАК пишет Рубина и категорически не нравится ЧТО она пишет. К поэтам, художникам и музыкантам у меня нет никаких ожиданий относительно их общечеловеческих или моральных качеств, спустился к ним Пегас - по эмпиреям покатал "волосы по ветру" или Муза нашептала что-то вдохновляющее - и даже скверный человек может возвыситься до надмирных вершин и
...зато мой друг
Лучше всех играет блюз.
Круче всех вокруг
Он один играет блюз.

с прозаиками так не получается. Тут мало получить заряд настроения или порадовать свой слух звучной строкой - проза сродни долгому разговору между автором и читателем. А тут что? одно брюзжание. Друзья мои, почему вы поставили отличные оценки этой книге? Да, автор уже не молода, нервишки сдают, но она жалуется и жалуется на всех! на редакторов, которые её не оценили, на критиков, которые вообще импотенты от искусства не должны иметь права голоса (а вот тут интересно:
- у писателей нет достаточно времени, чтобы вдумчиво читать книги других писателей и делать обстоятельные разборы полётов (в конце концов, тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросать камни, а то самому ответочка прилететь может)
- читатели вообще не настолько компетентны, чтобы всерьёз принимать их мнение
- а критики (см.выше) - импотенты от искусства, у которых надо забрать право голоса
получается никто не должен писать своего мнения о книгах, и у кого оно есть - лучше держать его при себе?

Высказаны претензии в адрес тех, кто проявил гостеприимство во время её писательского чёса по заграницам за то, что они не догадались проявить достаточно такта - выдать комнату и неслышно раствориться в пространстве, а навязывали ей своё общество...

Итак, прочитав эту книгу я узнала, что Рубина не любит:
- авторскую песню,
- шумные компании и общение,
- достопримечательности,
- преданных поклонников, которые ходят на авторские вечера, не пропуская ни одного,
- людей, которые хотят получить у неё автографы на книгах
- людей, которые выкладывают на торренты или скачивают её книги, не желая платить за развлечение непосильную для их зарплат сумму
- она не любит вопрос " а чему учат ваши книги?"
- не любит предрассудков и ограничений - они мешают ей расти как художнику.
... (не буду перечислять всё - и так уже много получилось)

Я люблю наоборот читать книги о том, что человек любит и чем хочет поделиться. Я таким образом сумела увидеть и понять тех, кого раньше не принимала и не понимала - Анри Перрюшо, например, открыл для меня художника через свой роман "Жизнь Ван Гога", есть авторы, донёсшие до меня прелесть целых направлений, жанров, которых я раньше опасалась, а теперь погружаюсь в них с удовольствием.
Дина Рубина отдельно упомянула, что не обязана соответствовать ожиданиям читателей и с этим я согласна.Читатель или верит автору и следует за ним, или переключается на других авторов, а иначе он рискует быть похожим на "Мизери" Кинга.

Справедливости ради, отмечу, что есть в книге и тёплые фрагменты - где Дина Рубина с ностальгией рассказывает про своё детство в Ташкенте, про замечательных людей, которых она помнит с тех пор. Но такие фрагменты подобны островкам в океане, оазисам в пустыне, или редким благодарностям в "книге Жалоб"

Так что я не пытаюсь воззвать к автору и пытаться её исправить или не дай бог, давать ей советы, не пытаюсь кого-то отговаривать от этой книги или других книг Рубиной, но и рекомендовать её не стану, хотя "Русскую канарейку" всё же хочу "добить" для "очистки совести", во исполнение давнего обета )

моё накипевшее националистическое ворчание, кто не готов такое читать - не читайте
Мне настолько надоели национальные разборки, а эта книга опять о еврейских обидах на Россию, советский строй, на христианство. Попутно, глядишь, похвалит кого из узбеков, татар, туркменов и опять за своё.
НАДОЕЛО!
Опять ловлю еврейскую литературу на искажении действительности. Например, уважение к хлебу названо истинно мусульманской ценностью. Не знаю как с этим у мусульман, но в православных семьях уважение к хлебу впитывалось с молоком матери. Хлеб до крошек собирался и использовался. Его никогда не выбрасывали.
Допускаются шуточки вроде «И Христос бы крал, кабы руки не прибили!» - между делом и неоднократно. Не могу назвать себя сильно-верующим человеком, но мне такое хамство неприятно.
Постепенно рУбины откусывают, отламывают кусочки русской культуры, присваивают или щедро раздают их налево и направо. Что делать? ведь благодаря сплаву черт, свойственных евреям - тяге к книге, живому темпераменту, правильному воспитанию (это то качество, которому стоит поучиться у людей этой национальности - они воспитывают своих детей с большой любовью и настойчивостью) - так вот благодаря этому сплаву качеств, евреи и говорят и пишут очень живо, увлекательно, артистично. Но во многих их текстах - микроскопические и многочисленные крупицы яда, которые если не заметить вовремя, воспитывают в юных читателях пренебрежение к собственной "малозначимой" культуре и комплекс национальной вины перед вечно страдающими евреями. Да, книга написана прекрасно, откровенно и остроумно, занимательно, и не хотелось бы отказываться от книг по национальному признаку, но та масса крошечных и неутомимых таранчиков - строк, которыми еврейские авторы бомбардируют основы моей национальной культуры становятся невыносимы и назойливы как сонмы гнуса.
свернуть