Больше рецензий

Aurelia-R

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 октября 2023 г. 20:01

153

2.5

Роман профессора Литинститута.

Волей-неволей по ходу чтения возникли ассоциации с "Твербулем Сергей Есин - Твербуль, или Логово вымысла. Дневник ректора. 2005 год (сборник) Преподаватели уважаемого заведения никак не хотят отдаляться от места службы. У Есина действие разворачивается в здании и дворе учебного заведения. У Орлова на близлежащих улицах, захватывая и памятники, расположенные вокруг института. Отдаленные от центра Москвы места вроде Дубни, до которых надо ехать несколько часов на электричке, представляются далью, населенной чуть ли не полудикими людьми. У Есина публицистика сожрала прозу, его коллега работает с ней аккуратно, выдавая дозированно, вплетая в ткань истории.

Плюсы
Прекрасное владение языком, яркие образы, присказки, налет фантасмагории и загадочности, атмосферность уютных местечек старой Москвы, падающей под натиском капитала и гламура, юмор, запоминающиеся персонажи.
Книга не относится к детективному жанру,как и к магическому реализму. Автор поиграл с архетипами русских сказок и произведений классиков. Прокопьев - этакий вариант народного умельца Левши, скромный мужчина с золотыми руками. В чем-то его антипод Андрей Соломатин - вариант старика у разбитого корыта, замахнувшегося на высокие дали и оставшегося ни с чем. Даша - царевна в хрустальном гробе, ее мачеха, скорее всего, меховщица Татьяна. Каморзин - работящий русский мужик с неким заскоком (в данном случае зацикленностью на Есенине и его бочке, ставшей частью сюжетных коллизий). Профессор примеряет роль Рассказчика, Сказителя. Компания из Нины, Агалакова и Ардалиона - мелкие бесы.
Орлов умеет увлечь читателя, захватить его внимание вроде бессмысленной, но чем-то притягательной историей.

Минусы
1. Избыточность
После прочтения видно, чем отличается Михаил Булгаков от профессора Литинститута. У первого в "Мастере и Маргарите" нет ничего лишнего, все эпизоды составляют единое целое. Из "Камергерского переулка" можно смело вычеркнуть часть персонажей и сцен.
2. "Телевизир" как окно в мир и, как следствие, устаревание сразу после написания
Автор почему-то считает телевизор самым главным источником для писателя, поэтому тащит все злободневные события, путая времена. Описываемая эпоха явно относится к концу 1990-х, но почему-то разбавляется деталями из первой половины 2000-х, запутывая хронологию. В одно и то же время происходят погром магазинов хулиганами после матча с Японией (2002 г.) и ураган Катрина (2005 г.). Газета "Мегаполис" к 2005 г. вышла в тираж и никого не интересует. Среди героев выведены в карикатурной форме и популярные тв-персонажи. Мельников похож на Радзинского, а Сева-нюхая смахивает на Александра Васильева.
3. Национализм и сексизм
Что у товарища Есина, что у товарища Орлова присутствует пренебрежительное отношение к нетитульным нациям. Первый не любит евреев, второй - жителей соседней страны. Женские персонажи вообще беда. У Орлова все девушки - авантюристки, проститутки и содержанки, не беспокоящиеся о морали. Жительницы соседней страны понаехали в Москву, чтобы либо устроиться продавщицами и поварихами, либо проститутками. Все представительницы женского пола хотят секса, начиная со стервы-полковника и т.д.

Сам автор готов был бы собраться в театр, выпить пару рюмок по пути и резко свернуть на путь порока, предлагая себя для утех? Провел бы такой опыт для достоверности. Читать подобные описания мерзко и неприятно. Представляю, как эти пожилые дяденьки обсуждали на кафедре "прелести" студенток и пренебрежительно цыкали, дескать, какие из баб литераторы.