Больше рецензий

12 октября 2023 г. 16:24

429

4 Пытаюсь разобраться в поэтике Юна Фоссе, лауреата Нобелевской премии по литературе 2023 года

Когда я открыла “Трилогию” и увидела всего 273 страницы (в приложении на телефоне), то обрадовалась: за два вечера прочту. Ага, 100500 раз. Оказалось, что читать сложно из-за многих моментов. За 4 дня всё-таки осилила этот поток мыслей.

Сюжет: В центре молодая пара, Асле и Алида, которые в скором времени должны стать родителями. Они уходят из родного города в соседний в поисках жилья и попытках начать новую жизнь. Но никто не отзывается на их просьбу. Силой юноша и девушка входят в дом одной старухи. Внезапно начинаются роды, и на свет появляется малыш Сигвалд. Проходит немного времени, и мы встречаемся с этими героями под другими именами. Но на их пути снова препятствия. Далее писать не вижу смысла - будут спойлеры. Скажу только, что читатель следит за жизнью героев до самой их кончины.

Композиция: Повествование не линейно, автор постоянно возвращает читателя в прошлое героев. Такая ретроспекция помогает понять причины происходящего в настоящем. Отдельно следует сказать про хронотоп. Время и место условны. В какую эпоху герои живут - неясно. Можно лишь предположить, что события происходят века полтора-два назад: герои переправляются на лодке, о технических средствах ничего не сказано, есть рынок - Торг, происходят публичные казни и др. Место действия тоже размыто. Хотя мы понимаем, что это побережье Норвегии, но не знаем, где конкретно живут герои.

Тема, идея: с темой всё понятно - жизнь и судьба влюбленных, которым нет места в большом мире, неоткуда ждать помощи. А вот идея весьма интересна, на мой взгляд. Фоссе исследует не столько внешние обстоятельства, сколько внутренний мир человека, его мысли, его страхи, его желания. А в своих мыслях мы порой непоследовательны, чрезмерно эмоциональны. И этот поток непрерывен. Так же и у героев. Их действия, разговоры - поток мысли, сознания. Отсюда особая манера повествования. Кроме того, писатель хочет показать слияние миров - жизни и смерти. И здесь, мне кажется, важна идея того, что смерти нет. Душа человека вечна, она постоянно присутствует возле живых. Также смешение времен помогает Фоссе доказать, что без событий прошлого не могло бы существовать настоящее.

Стиль писателя: Внимание! Текст - поток мысли. И чтобы этого добиться, автор избегает точек, кавычек, привычных оформлений диалогов. Полотно слов при этом наполнено смыслом, содержанием. Прозаическая речь временами как будто бы переходит в стихотворную, слышится бой оркестра, отбивающего ритм. Но иногда от такого чтения устаешь, не понимая, где лучше сделать паузу, чтобы не сбиться с мысли автора. У всех же бывает такое, что если тебя перебивают, то потом сложно вернуться в той же мысли.
Не пренебрегает автор и устаревшими словами. Но вот тут я не знаю, насколько точно переведены эти слова, норвежским не владею. Часто звучат

“не ведают”, “этак”, “схорониться”, “якшаться”, “повитуха”.

Согласитесь, что так уже никто не говорит. Но эти устаревшие слова опять-таки позволяют предположить время действия.

В русскоязычном издательстве есть еще одна книга Фоссе - “Септология”. Написана она точно таким же стилем. Поэтому мое знакомство с творчеством норвежского писателя ограничиться “Трилогией”.

картинка Ne-va