Больше рецензий

Arthur_312

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 мая 2014 г. 19:17

2K

5

Эпический роман Адама Уилльямса, который ни по объему, ни по сложности сюжета не уступает книгам Джорджа Мартина, довольно-таки долго шумел от Китая до Великобритании. Британец, рожденный в Гонконге и женатый на китаянке, который на данный момент проживает в Пекине, в 2003 году стал открытием для литературного мира, а его дебютный роман "Дворец райских наслаждений" вызвал восхищения как критиков, так и читателей по всему свету. Уилльямс стал одним из немногих иностранцев, которому судьба уготовила возглавить самые влиятельные бук-рейтинги Поднебесной, а непереведенные романы "Кости императора" и "Драконий хвост" считались бестселлерами №1 на протяжении длительного времени. Причинами такого успеха стали не только отличное знание китайского языка, позволившее автору руководить процессом перевода, но и политический подтекст, отображенный во всех книгах пекинского британца.

Адам Уилльямс принадлежит к тому типу писателей, который не готов анализировать исторические подлинники, добывать секретные документы из архивов спецслужб КНР, а также других стран, сыгравших решающую судьбу в судьбе Китая, и как следствие породивших коммунистическое движение, лишившие Китайскую Республику (ныне - Тайвань) тех малых демократических ростков (если их можно называть таковыми), которые выросли на выжженной американо-европейско-российско-японским порохом земле. Дело в том, что писатель взял как основу события 1899-1901 годов, которые вошли в историю под названием Ихэтуаньское восстание или восстание боксеров. События тех дней настолько туманны, что нам, людям стремящимся дать объективную оценку восстанию, просто не хватает правдивых источников, чтобы определить, кто же стоял за всеми кровавыми событиями, развернувшимися в Китае. Дело в том, что боксеры (весьма условное, но общепринятое название ихэтуаней, буквально — «отрядов гармонии и справедливости») выступали против иностранного влияния на китайские земли, отказываясь от прогрессивных реформ ради сохранения традиционного прошлого. Их игнорирование официальными властями и иностранными агентами (последнее - весьма спорный вопрос) привело к тому, что борцы против "заморских дьяволов" вырезали почти всех иностранцев, которые попались им на пути, уничтожив дипломатические миссии, которые располагались в Пекине. Автор, как и его коммунистические коллеги-китайцы, демонизирует императрицу Цы Си, которая якобы отдала приказ боксерам уничтожить иностранцев и "очистить Цин". Но следует заменить, что восстание было подавлено иностранной интервенцией в Китай, которая была организована Альянсом восьми держав, куда вошли Российская империя, США, Германская империя, Великобритания, Франция, Японская империя, Австро-Венгрия и Италия. Стоит ли удивляться, что после ликвидации боксеров все эти страны получились контроль над империей Цин, разделив ее, словно пирог, как это когда-то сделали немцы и россияне с Польшей и Украиной? Более того, мне никогда не верилось в то, что императрица Цы Си была столь глупа, чтобы поддержать "внезапно возникшие отряды боксеров", беспредел которых стал поводом для ввода в итак слабый Китай восьми сильнейших армий в мире того времени. Впрочем, личность Цы Си, как и императора Пу, который взойдет на престола после смерти легендарной вдовы и ее племянника, покрыта пеленой загадок - правду мы узнаешь, лишь когда красный цвет покинет Поднебесную, сменившись совершенно новыми красками будущего.

Однако, штампы, поставленные Уилльямсом в романе - лишь тусклые декорации для сложного, хитросплетенного сюжета, ведь автор счел нужным не раскрывать нам ни причин, ни следствия восстания. Писатель только констатировал факты, показывая нам Китай перед восстанием глазами английской элиты, которой наскучила жизнь на туманных островах.

Главная героиня книги, Элен, - дочь бизнесмена, работающего в выдуманном городе Шишане, приезжает к отцу после длительной многолетней разлуки. Главный герой - доктор Аиртон, который на протяжении будет исполнять роль духовного проводника Элен, которая столкнется со всеми красками Китая, сначала яркими, сладкими, а затем - черными и липкими, которые можно встретить среди закоулков любого китайского города. Писатель проводит нас через духовную эволюцию Элен, которая, превращаясь из ангела в падшую женщину, обретает себя и свое (не)счастье. Ее мужчины, европейцы и китайцы, сравнивают главную героиню с лисой-оборотнем, хули-цзин в китайской традиции (китсунэ - в японской, кумихо - в корейской), так как Элен обладала сакской рыжеволосой красотой. Автор изображает трагическую судьбу десятков людей сквозь призму истории, пытаясь вырисовать не исторический факт, а общую атмосферу, которая царила среди англичан и китайцев того времени - тоже делал Мартин в "Игре престолов", показывая нам истинный дух позднего средневековья.

Весь сюжет протекает через увеселительный дом матушки Лю - хозяйки тайного публичного дома, который имеет высокопарное название "Дворец райских наслаждений", где можно сыскать самые редкие "товары". Матушка Лю - циничная озлобленная сутенерша, которая готова продать любого, от своих "пташек" до союзников. В ее "дворец" ходят только самые влиятельные чиновники, а крышует публичный дом сам мандарин - глава города. В этом заведении проходят лишь наиболее секретные переговоры - Лю-мама гарантирует конфиденциальность и безопасность, в то время как ее мерзкий сын Жэнь Жэнь готовит для высшей знати лучших "лотосов" и "хризантем"; как - лучше не знать.

Дальше...

Именно с таким Китаем сталкиваются главные герои романа - Поднебесной без яркой обложки. Сложные интриги, туманное прошлое каждого из героев, самые потайные участи души - все это отторгает, но в то же время интригует. А автор, подобно Мартину, не скупиться на цинизм: сначала он мучает своих персонажей, лишь затем убивает. Тем не менее, атмосфера Китая перед развалом империи Цин показана также хорошо, как и иностранные игры с китайцами.

"Дворец райских наслаждений" - сложной захватывающий историко-психологический роман. Персонажи и сюжет, безусловно, вызывают слишком много вопросов, да и сам роман чем-то напоминает занимательный сериал, вроде тех, что сейчас снимают в Великобритании и США. Исторические факты здесь показаны глазами официального Пекина и стран-захватчиков империи, но тем не менее для людей, желающих узнать больше о "темной стороне" китайской культуры и некоторых исторических аспектов, "Дворец райских наслаждений" должен прийтись по душе. Конечно, то что роман не азиатского авторства, ощущается с первых страниц. Но масштабность данного произведения можно сравнить с нашумевшим "Сёгуном" ("Шёгуном") Джеймса Клавелла.

Впрочем, выбор за Вами: готовы ли Вы постучаться в тайную дверь матушки Лю, чтобы узнать все то, что скрыто от глаз иностранцев?..