Больше рецензий

Amelie56

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 октября 2023 г. 10:19

546

5 Оруаль и ее метаморфозы

Чистый восторг. Для меня долгое время К.С.Льюис был автором "Хроник Нарнии", но теперь при упоминании этого автора, пожалуй, в первую очередь буду вспоминать именно эту работу. Редко, когда меня трогают за душу различные пересказывания/переосмысления/новая подача сказок, мифов, легенд - это исключительный случай.
Автор представил нам историю, источником которой послужил миф о Психее и Амуре, рассказанный Апулеем в "Метаморфозах". Действия происходят в вымышленной варварской стране Глом (в мире этого романа страна существует в одном временном промежутке с Древней Грецией), да и основа романа - это античная мифология, что очень удивило меня, ведь мне было известно, что автор очень верующий человек, который вернулся в лоно христианства после относительно долгих лет атеизма (не без помощи своего друга Джона Р.Р.Толкина).
Но по мере чтения романа замечаешь между строк вечные вопросы о вере и неверии.
Это история, как ни странно, не о Психее, а о ее старшей сестре Оруаль. Именно ее исповедь мы прочитаем и за ее "обретением лица" (=обретением веры) мы и будем наблюдать. История, которая начиналась с обвинения в лицо Богам, завершится совсем другими мотивами.
Оруаль - одна из принцесс-дочерей жестокого Царя, родилась очень некрасивой и всю свою нерастраченную любовь отдала младшей сестре Истре (Психее) и рабу-греку Лису (а позже еще и военачальнику Бардии), поэтому когда прекрасную Психею решают принести в жертву богине Унгит и неведомому Чудищу (сыну Унгит), Оруаль наполняется гневом и ненавистью.

В сердце твоем на одну часть любви приходится пять частей гнева и семь частей гордыни.

Если Психея в романе представляется такой всесторонне идеальной девушкой (практическая святая, если обращаться к христианству), то Оруаль же наоборот очень живой и настоящий человек - гнев, гордыня, эгоизм, недоверие, все это присуще героине. Сцена между Оруалью и Психеей после жертвоприношения, когда Психея рассказывала о своем муже и прекрасном дворце, который оставался для Оруали невидимым, - это потрясающая сцена, иллюстрирующая беседу верующего и неверующего.
Психея пьет воду из ручья и верит, что это изысканное вино, есть ягоды и верит, что сладчайшие яства, бегает босиком по мокрой траве и верит, что это чудеснейший замок ее мужа, Бога, который запретил видеть свое лицо. Оруаль же отказывается верить во все это без доказательств, к тому же не может смирится с тем, что Психея не будет дарить свою любовь безраздельно одной лишь Оруали. Оруаль путем нечестных манипуляций убеждает Психею нарушить запрет мужа, что приводит к трагедии. Психея теряет мужа, а Оруаль теряет Психею навсегда.
Позже эгоистичная любовь Оруали (уже Царицы с покрытым платком лицом) по той же, можно сказать схеме, погубит всех, кого она любила - раба-грека, которому она не позволила увидеть то, что он желал больше всего на свете, и военачальника Бардию, которого денно и нощно держала подле себя.
В финале жизни героини и в финале этой истории сон смешивается с явью, Оруаль осознает собственное несовершенство и, наверное в своем роде, получает ответ на свои вопросы.