Больше рецензий

28 мая 2014 г. 06:07

2K

4.5

Неожиданно оказалось очень интересно. Ле Гофф дает ответы на вопросы, которыми - так или иначе- случалось задаваться.
Как произошло, что Римской Империи не стало, а на ее месте возникло нечто другое? Почему стали наносить узор на ребро монеты? Почему манихейство - ересь? Почему на средневековых гравюрах Аристотель изображен стоящим на четвереньках, а на спине - девка какая-то? Почему с Византией отношения у европейских стран были не очень, ведь тоже христиане?
Кстати, ответ на последний вопрос: потому что византийцы жили богаче, более развито. Раскулачивать пора. Ой, небось, не христиане они, притворяются! "Наши люди в булочную на такси не ездят!"(с)
Узнаваемое в книге о средних веках проскакивает частенько. На каждой такой непрошеной ассоциации становится грустно, остатется утешение, что это неизживаемо человеческое, что делать.

Наиболее образованные, выдающиеся представители новой христианской элиты вызывают удивление именно тем, что они, сознавая недостатки своего образования перед лицом великих предшественников, тем не менее отказывались даже и от того запаса утонченной культуры, которым они еще владели или могли бы овладеть, ради того чтобы стать понятными своей пастве. Опроститься, чтобы завоевать сердца, – таков был их выбор

Шестой возраст, которого достиг мир, есть, стало быть, возраст дряхлости. Средневековое мышление и чувствование были проникнуты глубочайшим пессимизмом. Мир стоит на грани гибели, на пороге смерти. Mundus senescit (мир стареет) – это убеждение ранних христиан, возникшее в эпоху бедствий Позднеримской империи и вторжений варваров, было все еще живо и в XII в. Оттон Фрейзингенский писал в своей «Хронике»: «Мы видим, что мир дряхлеет, угасает и, если можно так сказать, готов уже испустить дух».

И прочая история колебаний в выработке отношений , история открытости и "великого закрытия" на смену, история местной обособленности и етатистских взглядов.
Похоже, эту карусель с шараханьями из стороны в сторону в поисках некой полезной правильности в политической и общественной жизни можно считать вечной.