Больше рецензий

6 октября 2023 г. 02:18

349

5 Увлекательно о серьезном

Удивительная книга, от которой совсем не ждешь какой-то глубины и от которой совсем не ожидаешь, что придется так много задумываться о жизни и людях... Но это не философский фолиант, а развлекательная, динамичная и захватывающая книга (хотя и увесистая, если судить по почти 20 часам аудиозаписи).

Котаро Исака мастерски совмещает разные жанры. Тут можно найти классический английский детектив, черную комедию, динамичный боевик, японские притчи, философский роман, психологическую прозу и психиатрический этюд - на любой вкус, и всё под одной обложкой.

В книге прекрасные диалоги. Порой даже кажется, что герои только и делают, что говорят. Характеры всех действующих лиц тщательно прорисованы, и каждый говорит на своем собственном языке, действует своим собственным способом, и спутать персонажей невозможно - четко понимаешь, кто сейчас перед тобой. Особо впечатляет Принц: замечательно описан характер сложного подростка, да к тому же и психопата. И вообще - каждый персонаж органичен, прекрасно вписывается в окружение и не вызывает отторжения. Хотя ты и понимаешь, в какую абсурдную ситуацию поставил их автор.

Обстановка действительно абсурдна до невозможности, но тоже воспринимается вполне как должное. По поезду мечутся несколько наемных убийц, причем некоторые из них оказались в поезде совершенно случайно. Поезд - тоже отдельный неадекватный персонаж, как будто явившийся из далекого XIX века: трудно поверить, что современный высокоскоростной состав может так дергаться, сбивая с ног закаленных в боях гангстеров...

И ко всему этому стоит еще добавить, что Котаро Исака прекрасно умеет держать напряжение - сюжет напичкан неожиданностями, и никогда не знаешь, что произойдет дальше, а если начинаешь догадываться, то обязательно обманешься. Тут много ходов, которые в другом произведении выглядели бы как натяжки, но Исака отлично умеет органично вплетать в повествование множество "роялей в кустах" - в романе все эти "рояли" появляются вполне естественно, как будто так и должно быть.

Еще Котаро Исака искусно пользуется чеховским приемом, развешивая где только можно "ружья на стенах". Но одновременно расставляет и ловушки - не все развешанные ружья стреляют, некоторые так и остаются висеть неиспользованными. И вообще роман настолько напичкан подсказками по сюжету и намеками, что от второго прослушивания получаешь чуть ли не больше удовольствия, чем от первого, находя все эти расставленные тут и там "рояли", ловушки, оставленные подсказки и развешанные "ружья". Собрать воедино сюжет можно и с первого раза, но Исака делает всё возможное, чтобы затруднить соединение частей в полную единую картину. Например, добавляет существенную рассинхронизацию событий. И одна из линий начинается с большим опережением к "реальному времени" романа. Плюс довольно большое количество флешбеков... Но даже повторное знакомство с текстом романа оставляет некоторые лакуны. Котаро Исака оставляет несколько загадок без ответа - гадай, мол, читатель, сам. И это прекрасно!