Больше рецензий

OlyaReading

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 октября 2023 г. 14:16

1K

4.5 Логос в штатском

Так чего ты хочешь на самом деле, Русский Логос? Что шепчешь из своего вечного зенита?

Эта книга стала продолжением "Transhumanism inc." и "KGBT+", и по сравнению с первыми двумя «Путешествие в Элевсин» мне показалось более философским,  продолжающим развивать мысли о бессмертии и природе добра и зла.

В качестве главного героя мы встречаем здесь старого знакомого из "iPhuck 10", русскоязычного лингвистического бота Порфирия, который сильно поднялся в иерархии - от детектива, пишущего романы, до главы империи-симуляции ROMA 3. Порфирий - алгоритм (типа современного ChatGPT, но более продвинутый функционально). Он не создает смыслов, а всего лишь генерирует текст, с помощью которого управляет империей. Базой данных для Порфирия является вся русская классика во главе с Достоевским и Набоковым. Так, Пелевин формулирует одну из главных тем года – ответственность русской культуры, столетиями продвигавшей агрессивные имперские идеи, за происходящее сегодня. Наша литература, страдающая "закомплексованным максимализмом", звала всех в рай, который по факту оказался лишь «лубком на потолке в пыточном подвале».

«Русская душа провозглашает, что сначала отведет всех к недосягаемым вершинам счастья и лишь затем отмоет кровушку и все отмолит».

Реальна всегда только кровь, а после начинается «долгая дорога Родиона Раскольникова в небесную Сибирь под пение мобилизованных старушек».

Виктор Пелевин проводит много параллелей между империями – Римской, Советским Союзом и современной Россией (отсюда название империи ROMA 3), выделяя общие черты: язычество и жертвоприношения. Мне показалось, что Пелевин в прошедшем году перечитал «Доктора Живаго» - Пастернак много писал о подобии Советской и Римской империй.

«Критические проблемы – что у Рима, что у цивилизаций доколумбовой Америки, что у близкого им по духу Советского Союза – возникли как раз тогда, когда жертвоприношения прекратились и солнцу цивилизации отказали в проливаемой крови».

А потому «для империи нет ничего страшнее долгого отсутствия игр. Зубья и шестерни Рима нужно постоянно смазывать кровью».

В романе много прекрасных пассажей об имперских органах и институтах - службе кропильщиков, готовящих народ к бранной жертве, «Калинке», сердобольских бюрократах и мудозвонах.

«...на новом витке исторической спирали главная из наших бед – это та засекреченная автострада, по которой мудозвонов завозят по ночам во власть...»

К финалу автор развивает не новую уже мысль о "едином спонсоре" добра и зла и неразличимости зачастую одного от другого. Ну и актуальную на сегодняшний день тему  ответственности русских, в особенности деятелей культуры, за действия властей:

«Ты – главный герой инструкции к апокалипсису».