Больше рецензий

5 октября 2023 г. 12:44

275

4 Англичане в Древнем Египте.

Я думаю, большинство читателей отметят, что древние египтяне Агаты Кристи не слишком отличаются от современников и соплеменников писательницы, но можно принять на веру ее тезис, что по сути люди во все времена и во всех странах терзаемы одинаковыми страстями.
Читается детектив с большим интересом, главные герои легко запоминаются. Катализатором основной драмы послужила любовь старика жреца к молодой женщине, которую он сделал своей наложницей, а мог бы сделать потом женой и завещать ей все свои богатства. Вот именно, все то же и о том же: власть, деньги, страсть. И уверенность, что мертвая любовница это совсем не то же, что живая — никому она не нужна. Но ведь это Древний Египет! Отношение к смерти должно быть совсем особым. Тем удивительнее, что в выдуманную версию мести Нофрет никто из героев романа не поверил, хотя раскрутить эту тему пытались многие персонажи.
Напомню принципы наследования имущества в Древнем Египте, здесь это играет важную роль. В большинстве древних культур имущество передавалось по наследству от отца к его сыновьям. Но в Египте у фараонов право собственности переходило по женской линии — от матери к её дочерям. Мужчина распоряжался землёй, движимым и недвижимым имуществом, пока жива его супруга, которой всё по закону и принадлежало. А после её смерти всё отходило дочерям, за отсутствием таковых — сыновьям. По женской линии от одного фараона другому передавалось, по сути, и всё государство целиком. Но остальные египтяне имели другой закон наследования.
Bce дети наследовали поровну, дочери наравне с сыновьями.При отсутствии детей наследовали братья и сестры умершего. Завещание уже было известно египетскому праву. Можно было сделать отдельные распоряжения относительно размера долей наследников.
Однако в романе о мести Нофрет дело не только в деньгах. Агата Кристи показывает психологию героев, которые хотят независимости, уважения, любви. А у кого-то есть склонность к садизму, к совершению убийства, хотя это не означает, что преступником станет непременно он. Кто тут ведет расследование?Сыщика как такового нет, а свои соображения высказывают несколько героев, которые и сами не вне подозрений. Главные «следователи» мать жреца, дочь жреца и его друг. Все они руководствуются исключительно предположениями и не собираются вершить суд. Но почти каждый, кто начинает о чем -то правильно догадываться, умирает. И почти никто не верит, что в этом виновата Нофрет. Опять же убийца находится условно говоря в «запертой комнате», это безусловно член или друг семьи.
Я догадалась, кто главный убийца, примерно к середине романа, после одного из эпизодов, схема которого была уже использована Агатой Кристи в другом ее романе. Это мог бы быть, конечно, ее прием нарушения ожидания, но нет, это стало подсказкой. Однако интереса не убавилось, до последней страницы детектив держал в напряжении. Очередные аплодисменты Королеве.