Больше рецензий

Moonzuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 октября 2023 г. 17:37

265

5 О женском счастье, предательстве и любви, потерянной Родине и просто о жизни.

В конце повести указаны две даты: 1938-1963. В 1938 книга "не была допущена к печати" (очевидно вызывающий сочувствие образ женщины, выбравшей эмиграцию, и непарадное изображение жизни советской Грузии явились тому причиной). Леонид Леонов конца тридцатых годов - относительно молод (год рождения 1899), заслуженно известен, он автор нескольких повестей и пьес, пяти романов (они и сейчас вполне достойны чтения). У него уже свой стиль, непростой, выразительно-вязкий язык. Но через 25 лет к публикации книгу готовит уже другой Леонов. Писатель, переживший со своим народом Великую войну. Уже написан и достойно оценен "Русский лес" и уже более двадцати лет идет медленная работа над главной книгой его жизни - романом "Пирамида". В этом романе Леонов максимально глубок, сложен, философичен и одновременно актуален и надмирен (роман, который автор считал еще не готовым к публикации, был издан по настоянию близких к писателю людей в 1994 году, незадолго до его смерти).

Конечно, можно только предполагать, не будучи знакомым с первым вариантом повести, какие штрихи были добавлены автором к в общем-то незамысловатой истории, но читается она как размышление о судьбе маленького человека в большом, разрываемом войнами и революциями мире, об этих "странных русских", которые вдруг умирают от тоски по Родине, обретя покойное, обеспеченное и вполне благополучное существование на чужбине. Размышление о предательстве - женщины, убеждений, Родины. О стремлении состоявшегося человека к обретению личного счастья, о мудрости в отношениях мужчины и женщины. О людях "золотисто-сияющей" Кахетии - преданно любящих свою землю и умеющих честно трудиться на ней, об их праздниках, рожденных этой землей.

И еще непосредственно о том издании повести, которое читал я. Это - красивая книга. Строго-изящный шрифт золотого тиснения на молочно-белой обложке, суперобложка кремового цвета с повторением текста обложки, но уже коричневым цветом, удивительно не бликующая мелованная бумага, ляссе. И конечно - тонкая и выразительная графика В. Вагина.

Книга прочитана в рамках Марафона "Игры в классики"