Больше рецензий

30 сентября 2023 г. 22:28

355

4.5 «Все спасается смертью»

Я люблю творчество Льва Толстого еще со школы, когда запоем прочитала «Войну и мир» и позже, когда перечитывала ее с таким же удовольствием. Но вот к Карениной я всегда присматривалась с опаской: все ждала, пожалуй, подходящего возраста эмоционального, чтобы смотреть на роман не с точки зрения просто зрелого человека, а со стороны человека, способного поставить себя на место других, ведь всем известно, что роман этот достаточно спорен. Меня всегда поражало, с какой точностью Толстой забирается в головы людей (если мы делаем скидку на эпоху его жизни) и раскручивает клубки их эмоций, страхов, проблем и даже душевных болезней. И как же точно он распустил на отдельные нити всех героев романа! Для меня не осталось героя, которого бы я до конца не поняла, все они — ниточки без узлов, и теперь находятся в том состоянии, в котором быть и должны.

И я сразу буду говорить о том, за что критиковала книгу — за долю нудности, соответствующую тому времени, но совершенно не понятную сейчас. Все эти выборы, хозяйства, философские споры, может, и были занимательны ранее, но сейчас вызвали лишь скуку и желание открыть какой-нибудь исторический сайт, чтобы понять, о чем речь — и это раздражало. В остальном же я осталась более, чем довольна, ведь и слог, и манера письма Толстого мне всегда очень импонировали. Да и то, как он относится в своих книгах к людям, в особенности — к женщинам (если он этих женщин любит), не может не доставлять удовольствия. И хотя к самому Льву Николаевичу можно относиться по-разному и не уважать его, не уважать его произведения у меня не получается, какой бы спорной личностью он сам ни был. Но это все лирика о реально существующей человеке, вернемся к вымышленным.

Меня одновременно и порадовало (в главах Анны и Вронского) и огорчило (Левин и Каренин), как хорошо автор закидывает читателя прямо в голову героя, чью главу мы проживаем. И если главы первых двух героев нравились своей живостью, яркостью и бодростью духа, то главы Левина и Каренина вызывали желание отвлечься от этой непрекращающейся печали, отдохнуть от депрессии героев и иногда просто пролистать эти мужские страдания. И это здорово! Ведь так перенести читателя на сторону героя, показать его мир через манеру письма нужно уметь. И на протяжении всей книги, благодаря такому погружению, легко было составить мнение о персонаже — полюбить его или проникнуться раздражением.

Самыми выдающимися для меня персонажами стали Анна, что не удивительно, и Долли. Остальные были яркими и самобытными, но эти две женщины как-то сильно запали в душу. И если Анну я не полюбила, то Долли сочувствовала весь роман. Но к ним я вернусь чуть позже, сначала уделю немного внимания остальным.

Не доведи бог встретить таких мужчин, как в этом романе — и я желаю этого всем женщинам. Каренин — нудный, уверенный в собственной правоте и в том, что достаточно лишь долга и договоренности в вопросах брака, а еще жалкий настолько, что его не хочется жалеть. Левин — такой же нудный, но при этом совершенно не определившийся со своими жизненными целями и приоритетами, человек настроения и просто социопатичный тип. Стива Облонский — кутила, изменник, безответственный муж и отец, для которого семья находится на месте тридцатом. Вронский — эгоист, которому плевать на чужие жизни, для которого целью является совратить замужнюю женщину, ведь так принято в его обществе (хоть и не принято в ее). И ни одного положительного мужчины здесь нет, даже мимо проходящие братья-Левины и Кознышев не вызывают симпатии — Толстой устраивает огонь по своим же.

А вот женщин, напротив, он здесь обеляет каждую. Но я решительно не знаю, что про них говорить: как-то их характеры настолько просты и понятны, без каких-либо подводных камней, что и писать не о чем. Разве что Долли и Анна выделяются среди них.

Дарья Облонская — самая несчастная женщина романа, и как же мне было ее жаль! Жаль с той самой минуты, когда Каренина убедила ее не думать о себе и своем счастье, а простить мужа и сохранить семью (что с самого же начала показывает ее лицемерие). Но при этом Долли такая чистая и светлая душа, так она всех вокруг любит, жертвует собой, что невозможно к ней не проникнуться светлыми чувствами. И очень хочется верить в ее счастливый финал.

А вот Каренина — другое дело. Если вспоминать ее в начале, кажется, будто она сильно изменилась к концу. Но если еще немного подумать и проанализировать, можно понять, что она была собою всегда: и тогда, когда пыталась быть хорошей для всех, и тогда, когда перестала быть таковой. Она из той породы женщин, которые нравятся (ни в коем случае не в минус это говорю), и нравятся осознанно: им нужно купаться в восхищении, быть в центре внимания и верить в собственное превосходство. И разница лишь в том, что в первых частях Анна делает это неосознанно, а вот в последних она пользуется этим оружием в полную силу. Если говорить о ее поступках, можно увидеть острый психоз, который не был вызван одним лишь Вронским: нет, он был с ней всегда, всегда в ней жил и просто ждал часа, чтобы разыграться в полную силу. И я ей совершенно не сочувствую, хотя по началу мне было жаль, что ее любви приходится пройти такое испытание. Потом же я поняла, что Анна — человек, который не может быть счастлив из-за самого себя, а не из-за внешних обстоятельств. Я желаю всем нам никогда не растворяться в других людях и быть счастливыми наедине с собою — то есть того, чего так сильно не хватило Карениной.

Роман стоит того, чтобы его прочесть: вопросы любви, верности, семьи и религии встают здесь настолько остро, что о них хочется думать и дальше, после прочтения.

Комментарии


И как же точно он распустил на отдельные нити всех героев романа

Очень точно написали.
Кажется, что с последним 'узелком', Толстой невзначай распутает и какую то загадку жизни. Последний её узелок.
Вкусно как то вы написали рецензию, спасибо.
Много тонких строк у вас, особенно понравилось, что Толстой открывает огонь по своим.

Про психоз Анны, который всегда был с ней, словно.. зверь затаившийся, тоже интересно.
Но возможно в 'ранней' Анне, это был не психоз а некая сила, которой не дали расправить крылья, и вот она сгустилась в сумерки психоза и потока мысли, души.


Спасибо! Хотя о романе хотелось бы сказать еще очень многое, но после прочтения прошло буквально полтора часа, поэтому мысли еще не все улеглись. Уверена, что спустя время найдутся еще интересные мысли, как это часто бывает.

Но возможно в 'ранней' Анне, это был не психоз а некая сила, которой не дали расправить крылья, и вот она сгустилась в сумерки психоза и потока мысли, души.

Могу с этим согласиться. Но есть еще чувство, что раньше он был направлен на сына, на эту беспорядочно-чрезмерную любовь к нему. А позже, когда появился более достойный кандидат, действительно закружил ее с новой силой и перерос в нечто более страшное. Ведь сына ей даже ревновать было не к кому, он весь и так был ее, а вот Вронский оставался свободным даже с ней, и одно только это осознание довело ее и раскрутило ее паранойю до размеров катастрофы.