Больше рецензий

26 сентября 2023 г. 12:53

115

5

Я не хочу говорить о сюжете, он не особо сложный, местами наивный, но вот контекст ужасает, а герои заставляют задавать самой себе множество вопросов. Именно об этом я и хочу написать. Об этом и о работе со словесностью, которая здесь меня очень зацепила.

Приемы, которые использует Нюгордсхауг, весьма современны, и мне вообще сложно поверить, что книга написана аж 30 лет назад. Дело в том, что Мино, главный герой, обладает просто невероятно мощной внутренней мифологией, берущей свои корни из легенд и сказок древних затерянных племен. Это отчетливо просачивается в текст и реальность, которую видит Мино, тем самым будто ставя нас у самой кромки магического реализма, ведь Мино совершенно спокойно объединяет в своей жизни поглощение научных книг и видения подводных городов вместе с предсказаниями и чудесами. Это ощущается как следование за ненадежным рассказчиком, а потому под конец книги различить, что же происходит “в реальности”, весьма затруднительно. Таким хитрым и нечестным способом автор перекрывает многие “ой, как удобно” в моменте, ведь для Мино сама Гея благоволит его делу, а Мать-Земля отзывается на его акции волшебством и видениями.

Возможно, кому-то будет сложно сопереживать Мино, так как поведение его совершенно точно асоциально, он сам неоднократно подчеркивает свое стремление выйти за нормы человеческой морали, которая совершенно ему чужда. Родившись и живя среди диких лесов, он воспринимает жизнь и смерть изначально отлично от того, к чему привыкли мы в своей культуре. И, конечно, узнав, что произошло с его матерью и свидетелем чего он был на протяжении всего детства, ты понимаешь, насколько это поломанный человек. Вкупе с особенностями его мышления, великолепным интеллектом, отсутствием хоть какого-то контроля и бесконечной жесткости, которую Мино наблюдает и переживает, неудивительно, на какую стезю он вышел.
Да и вообще стоит держать в уме время и место происходящих событий. Можно сказать, что это совсем иной мир, в котором персонажи Бруно Травена могли расценить золотой песок дороже жизни товарища.
Также нужно понимать, что люди Мино совершенно не интересуют. У него фиксация на защите и сохранении дождевых лесов (хотя, немного противореча предыдущему предложению, он явно уважает дикие племена и их жителей), ради чего ему не жалко ни своей жизни, ни чьей-либо еще.
Книга ставит перед тобой сложные вопросы. Методы, которые используют члены группировки Мино, отталкивают, но их цели и истории заставляют сопереживать им. Они устраняют (невинных в том числе) для достижения этой цели, ты этому противишься, как и вообще пути, который они избрали. Но могли ли любые другие действия привести к результатам, которых они добились? Это риторический вопрос (в контексте романа), потому что мы видим, что делают со всеми несогласными. И все это героев нисколько не оправдывает, они лишь становятся злом на другом полюсе.

Вторя сказочному/мифологическому нарративу, многие спорные сюжетные ходы сглаживаются по ходу прочтения, оставляя на переднем плане неоднозначных героев, разрушающийся мир (как социальный, так и природный), а еще толику чувства бессилия и печали.

Я роман однозначно рекомендую, если вы любите сложные истории, которые полностью раскрываются, если рассматривать их не “в лоб”.

P.S. в книге есть потрясающий момент, в котором последний человек из своего племени высылает письмо в газету, где рассказывает о своих чувствах. Мы так и не узнаем, одна это из акций Мино или реальность другого человека, но история эта перекликается с той, что произошла несколько лет назад. После набега на свое племя единственный выживший долгие годы жил совершенно один. Он ни с кем не мог поговорить, никому не мог передать ценности своих людей. Когда он скончался, то унес с собой язык, культуру, историю, мифологию целого народа. Вот они были, а вот их не стало. Они затерялись навсегда. Как и сотни животных и растений, что погибли в ходе разорения дождевых (и не только) лесов.
Книге, напомню, 30 лет, но за живое цепляет очень сильно и сейчас.

Источник