Больше рецензий

13 сентября 2023 г. 23:29

193

3

Обычно я не пишу отзывы на книги, прочитанные в СЧ, потому что все, что было неясно, уже выяснено, а все, что должно было отбомбить, уже отбомбило, но для этой книги сделаю, пожалуй, исключение. Взять "Ловца видений" в СЧ предложила я под впечатлением от "Рыцарей сорока островов". Я не фанат Лукьяненко, но знакома с его творчеством довольно хорошо, и оно мне по большей части нравится (и нет, не Дозоры). Но эта книга вообще в меня не попала, хотя, казалось бы, #йажафтор и должна была отрефлексировать большую часть написанного.

Сюжет вкратце и без спойлеров таков: есть мир сновидений, в котором существуют люди с разными степенями погружения и способностями управления этим миром. Есть обычные люди, которые просто видят сны и ничем не управляют. Главный герой из первых, из тех, кто способен влиять на сновидения и понимает, что спит. Вот его втягивают в одну опасную авантюру те, кто способен влиять на мир сновидений гораздо сильнее ГГ.

Авантюра до ужаса напоминает один хорошо известный поход до Роковой Горы с той лишь разницей, что в том случае цель похода и назначение артефакта были хорошо известны. Тут же "пойди туда не знаю куда, уничтожь то, приблизительно знаю что, вообще не понимаю почему". И ГГ идет, мотивированный примерно так: "А почему бы и нет, я же приключенец". Короче, мотивационной базы мне не хватило ни у одного из персонажей, хотя расписана она в диалогах довольно подробно. Есть тут, конечно, и NPCшки, действующие по заданным сценариям, но они вообще не в счет. Или в счет? Это читатель узнает в самом конце (или не узнает, но тут уж насколько хватит читательского интеллекта и начитанности).

Самая главная тайна романа открывается в последней строчке, но смысл романа каждый интерпретирует по-своему. В какой-то момент все описываемое становится похоже на кислотный трип, сквозь который просвечивают знакомые персоны или когда-то прочитанные сюжеты, но в целом для меня роман стал набором связанных между собой эпизодов, значение которых до конца понятны только автору. И вот тут у меня возник тот самый вопрос: почему это напечатали для широких масс? На мой взгляд, все описываемые переживания для автора очень личные. В конце концов, в послесловии он сам признается, что написал эту книгу под впечатлением от другой. Попытка переосмыслить ее, а так же судьбы мировой литературы понятна и засчитана, но… Иносказание - прием сильный, но в этой книге с ним перебор, и за этим постоянным иносказанием, не то бредом, не то кошмаром, в процессе чтения теряется основная идея. Чтобы увидеть ее по ходу повествования, нужно либо быть с автором на одной волне, либо поймать инсайт после последней строки. В СЧ мы собрали все кусочки пазла, увидели боковые линии, опознали всех подозреваемых, но сам пазл у нас не сложился, и не потому, что мы - что я - глупые (глупая) и не способны (не способна) понять великого замысла Лукьяненко, а потому, что эта книга - откровения, пришедшие одному человеку, одному конкретному человеку, в именно этой конкретной форме, через эти конкретные образы, и почему кто-то подумал, что эти образы меня тронут, будут мне понятны, донесут до меня то, что донесли до автора, еще не будучи образами и словами на бумаге, мне не ясно. Имхо, это книга для ближнего круга автора, для людей в его жизни не случайных, для людей, задающихся теми же вопросами, что и автор (а их среди читателей меньшинство), поэтому вокруг этого романа столько непонимания (вернее - буквального понимания).

Кому читать? Фанатам Лавкрафта в первую очередь. Фанатам олдовой фантастики с хорошим багажом прочитанной классики. Фанатам автора. Психотерапевтам и семиотикам. И всем, кто желает хотя бы издалека заглянуть в голову к Сергею Лукьяненко ;)