Больше рецензий

12 сентября 2023 г. 19:16

263

4 Спойлер История, от которой мне было не по себе

Книги Теодора Драйзера всегда были где-то поблизости, начиная книжными полками в доме родителей и заканчивая курсом истории зарубежной литературы, но я все как-то ухитрялась обходить его стороной. Не лежала душа. Познакомившись с "Сестрой Керри" могу сказать, что обходила я этого автора не напрасно, потому что на протяжении всей книги мне было довольно-таки некомфортно от всего подряд: от героев, от обстоятельств, от безысходности, от поверхностности их жизней, устремлений и чувств.
Каролина Мибер, она же сестра Керри - совсем юная девушка, которая из какого-то безымянного американского захолустья отправляется покорять большой город Чикаго (события начинаются в 1889 году, по указанию автора), где уже живет ее замужняя сестра с мужем и маленьким ребенком. Очарованная совсем новыми для себя обстоятельствами и роскошью жизни в большом городе, Керри сперва мучительно ищет работу, затем кое-как устраивается на фабрику, но быстро заболевает и теряет такими усилиями найденное место. Случайно познакомившись еще в поезде с коммивояжером по имени Друэ, она становится его содержанкой и сбегает от сестры.
Прежде всего меня поразила потрясающая сухость Керри по отношению к ее семье, а впоследствии и к другим окружающим ее людям. О родителях она не вспоминает, по-моему, за весь текст вообще ни разу. К сестре у нее особой теплоты как-то тоже не наблюдается. Что касается ее взаимоотношений с мужчинами, то там очень малая толика душевного тепла очень тесно переплетается с соображениями выгоды и комфорта, и это вызывает какое-то трудноопределимое ощущение сродни так называемой "зловещей долине": а точно ли человек передо мной?
Впрочем, другие персонажи от нее недалеко ушли. Чувство Герствуда к Керри автор именует любовью, но по мне гораздо правильнее было бы это назвать "страстью обладания" или чем-то вроде того.
Сам тон повествования подчеркнуто отстраненный, нейтральный и сдержанный. Автор практически не дает никаких оценок, очень обыденно рассказывает об очень обыденных вещах и как раз поэтому, возможно, становится так страшно.
Еще одно зацепившее - это, конечно, линия Герствуда, его сумасбродного поступка, его взаимоотношений с Керри, хитрости, которой он выманил ее из Чикаго, их совместной жизни, а потом - его погружения в глубочайшую депрессию.
В общем и целом произведение с весьма выраженным депрессивным эффектом, так что читать на свой страх и риск. Сама я в ближайшее время точно за Драйзера больше не возьмусь с таким-то знакомством.

Прочитано в рамках Игры в классики