Больше рецензий

12 сентября 2023 г. 14:05

232

3

Книгу Бегбедера о событиях 11 сентября предваряет эпиграф: “Задача художника – погрузиться в самое сердце ада”. Не знаю, серьёзен ли писатель в заявлении своих намерений. Если это значит, что книгу следует воспринимать как попытку совершить это погружение, то боюсь, не получилось: слишком велико расстояние, если начинаешь с сентиментальных размышлений за завтраками в одном из высотных ресторанов Парижа (проживание, сопереживание – ну вы понимаете). Но если думать, что это книга – не попытка погружения, а некий отчёт по его итогам, то это может объяснить вялость стиля и слабость и слащавую банальность художественной части. Трагедия слишком велика, приближение к ней опаляет, выжигает не только человеческое, но и писательское (место для банального напоминания о словах Адорно). После того, как windows on the world разрушены (это и название ресторана на вершине башни втц, и придуманная Бегбедером метафора искусства), самыми устойчивыми оказываются простейшие конструкции: собственное детство, любовь, дети. Только за них ещё и остаются силы цепляться. Но вопрос: а есть ли в этом смысл?
Забыла написать, что книга разделена на две чередующиеся части: художественный рассказ о неком человеке, который повёл детей на завтрак в ресторан на вершине втц 11.09, и эссеистические размышления самого Бегбедера о трагедии. Честно говоря, обе части кажутся довольно слабыми. Сахар-страх-сахар. Не думаю, что сейчас стоило бы тратитть на чтение время. Документальные и публицистические источники как будто уверенно укладыывают слабые попытки художественной литературы показать, что она способна передавать боль, в нокаут.