Больше рецензий

7 мая 2014 г. 19:24

591

4

В очередной раз собравшись блудить в лесу мыслей без какой-бы то ни было предварительной схемы, начала писать... Потом остановила себя и прилежно набросала ориентировочные тезисы, чтобы держатся тех идей, о которых вообще хочу сказать.
Как настоящая женщина, я иногда грешу уходом от темы ровно в противоположном направлении.
Ну, погнали по дороге, а не по полям!..

Ай да Эрих, ай да молодец! Со всех углов вопрос рассмотрел.
Посредством книги можно увидеть мир глазами Бытия-В-Розовых-Очках, а также узнать его со стороны Обладания-Слепца. Автор предлагает вглядеться повнимательней в любовь, в знания, в общение, в религию, во власть, во разнообразные структурные частицы современного мира с этих двух диаметрально противоположных позиций. Ну а потом честно так с собой поговорить: "Ну так что, живу я или...обладаю?"

Краткий экскурс в мир Обладания. Итак, здесь...

...Любовь – это попытка человека самоутвердиться, иллюзия и ложь. Дается в долг.

...Знания – проводник в «лучший» мир, возможность больше зарабатывать. Нестабильные. Исчезают как дым.

...Общение – «я», «я», «я». Позиция постоянного соперничества с собеседником. Редко интересное и продуктивное.

...Власть – желания быть выше, править и повелевать, зачастую некомпетентная и хищная. Прикрытие комплексов и слабостей.

...Религия – инструмент управления массами. Освобождает человека от необходимости самостоятельно мыслить. Карает.

Чаще всего ориентация на обладание абсолютно неосознанная. То есть мы будем его очень сильно отрицать. Но по моим наблюдениям, практически в каждом человеке присутствуют элементы этого нехорошего мира. Разница заключается в том, что один никогда этого не поймет и не признает и будет жить как жил, другой признает, но ничего не сможет сделать, а третий - настоящий герой - признает, и будет отслеживать и искоренять.

…и в мир Бытия. Здесь...

...Любовь – зрелое осознанное желание заботиться, отдавать, делиться. Дарится.

...Знания – способ постоянного саморазвития. Остаются внутри.

...Общение – непосредственность, живой интерес, творческий подход. Из беседы рождается настоящая радость.

...Религия – развитие внутренней духовности, стимул на самостоятельный поиск. Приобретает различные формы, но суть - Добро.

...Власть – основана на справедливости, авторитете. Интеллектуальная. В наиболее высоких формах развития представляется как Учитель.

Обладать, однозначно проще. Что и стремится делать человек, по природе своей ленивый и безвольный. Чего уж скрывать, в каждом из нас есть достаточное количество и животных инстинктов, и слабостей… Другой вопрос в том, как кто себя дисциплинирует и развивает.

Обладание относится к вещам, а вещи стабильны и поддаются описанию. Бытие же относится к опыту, а человеческий опыт в принципе невозможно описать.

Оказывается, разница между бытием и обладанием проявляется буквально в каждом действии.

Вот, например: как вы читаете? Становитесь ли вы одним из участников сюжетной линии, пропускаете ли сквозь себя прочитанное, получаете ли наслаждение от процесса «здесь и сейчас»? Либо же делаете это второпях, галопом, желая «проглотить» сюжет, отметить книгу галочкой как «покорённую», узнать развязку/основные мысли и расслабиться? Вот на этом небольшом примере и показана разница между двумя подходами.

Сам роман играет лишь роль своего рода возбудителя; «счастливый» или «несчастливый» конец – это кульминационный момент переживаний читателей: зная конец, они обладают всей историей, которая становится для них почти столь же реальной, как если бы она жила в их собственной памяти. Однако знания их не стали от этого шире: действующие лица романа остались ими не поняты, и потому им не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать самих себя.

Чувствуется, что автор очень взволнован. Что он понимает, что в мире все пошло как-то не по исходному плану… Вкусами и чувствами социума манипулируют власть, индустрия и подконтрольное СМИ. Корпорации владеют миром, цветёт и пахнет консъюмеризм – новая культура максимального потребления с новым видом человека - Homo Consumens.

Потреблению присущи противоречивые свойства: с одной стороны, оно способствует уменьшению ощущения беспокойства и тревоги, поскольку то, чем человек владеет, не может быть у него отобрано; но с другой -- оно вынуждает человека потреблять все больше и больше, так как всякое потребление со временем перестает приносить удовольствие.

Довольно большая часть населения второе или третье поколение подряд живет не как подобает человеку, а просто как «рабочая сила» с рабским режимом дня и сомнительными развлечениями… Эти факты совсем не радуют, и волей-неволей возникает огромный вопрос о том, куда же мы движемся…

Взрослеющий человек вынужден отказаться от большинства своих подлинных сокровенных желаний и интересов, от своей воли и принять волю и желания, и даже чувства, которые не присущи ему самому, а навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств. Обществу и семье как его психосоциальному посреднику приходится решать трудную задачу: как сломить волю человека, оставив его при этом в неведении? В результате сложного процесса внушения определенных идей и доктрин, с помощью всякого рода вознаграждений и наказаний и соответствующей идеологии общество решает эту задачу в целом столь успешно, что большинство людей верят в то, что они действуют по своей воле, не сознавая того, что сама эта воля им навязана и что общество умело ею манипулирует.

Ещё человек - существо достаточно недальновидное и беспечное. Давая всему имена, начинает казатся, что это будет существовать всегда. Но - о нет! - в сознание на цыпочках прокрадывается призрак, который шепчет - "Нет...". А ты ему не хочешь верить .Потому что очень страшно. Ведь процессы имеют начало и конец...

Человек и его имя становятся равноценны; имя показывает, что человек – это устойчивая неразрушимая субстанция, а не процесс. Такую же функцию выполняют и некоторые существительные: например, любовь, гордость, ненависть, радость, – они создают видимость постоянных, неизменных субстанций, однако за ними не стоит никакая реальность; они только мешают понять то, что мы имеем дело с процессами, происходящими в человеческом существе.

Да, мы постоянно боимся. Лишь немногие достаточно зрелые, чтобы признаться в этом, в первую очередь, самим себе. Мы часто ругаем события в жизни вслух или мысленно, но патологически не способны на спонтанные решения, которые могут изменить устоявшуюся рутину, но ставят под сомнение нашу иллюзорную безопасность:

Мы боимся сделать шаг в неизвестное, в неведомое и, соответственно, избегаем этого: ведь хотя после того как были совершены те или иные действия, оказывалось, что в них не было ничего рискованного, прежде вся связанная с ними новизна представлялась весьма рискованной, а потому пугала нас.

В противовес негативным явлениям нам описывается, как должно быть. С точки зрения автора, конечно, но мысли довольно адекватны и логичны. Так, в основу человеческой жизни ложится принцип «истинной активности». Под этим понятием подразумевается постоянное заинтересованное движение, живой интерес к жизни, самосовершенствование в духовном и физическом аспектах, рождение и кипение идей, постоянное обновление…

Быть активным – значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми – хотя и в разной степени – наделен каждый человек. Это значит обновляться, расти, изливаться, любить, вырваться из стен своего изолированного «я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо, отдавать. Однако ни одно из этих переживаний не может быть полностью выражено с помощью слов.

Это никак не «занятость» в виде дел, которые оставляют человека равнодушным, холодным, незаинтересованным. Скажем, человек может быть очень активным в современном понимание этого слова, но если он занят делом, которое не приносит ему ощущения «внутреннего горения», то по сути он пассивен и пуст.

Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить.

Приятно удивил марксизм. Почему-то еще со школьных времен это звучало какой-то пугалкой-нудилкой. А, оказывается, если копнуть глубже – найдешь истинные идеи социализма, впоследствии извращенные политическими силами

...ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д. Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. Каждое из твоих отношений к человеку и к природе должно быть определенным, соответствующим объекту твоей воли, проявлением твоей действительной индивидуальной жизни. Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье

Хотя Фромм писал свой труд в начале 70-х, тогда, когда интернет только зарождался и как массовое явление ещё не присутствовал в жизни людей, но это замечание как никогда кстати подходит к нашему времени:

И чем в большей изоляции мы оказываемся, тем менее эмоционально реагируем на окружающий мир... Мы перестаем быть хозяевами техники и, напротив, становимся ее рабами…

Плюсы: Книга хорошо структурирована, доступно изложены мысли, которые складываются в определенную картину-мозаику

Минусы: Некоторые мысли утопичны, периодически в тексте протекает «вода», были замечены повторения одной и той же информации.

Словила себя на мысли, что книги подобного содержания возможно, правильнее было бы читать в сокращенном варианте – этакую «эссенцию идей». Но что-то мне подсказывает, что возможность «покопаться» в материале позволяет найти то, что нужно именно тебе. Да и, в конце концов, как учит Фромм - Быть. Например, так:

У молодых людей мы находим такие типы потребления, которые представляют собой не скрытые формы приобретения и обладания, а проявление неподдельной радости от того, что человек поступает так, как ему хочется, не ожидая получить взамен что-либо «прочное и основательное». Эти молодые люди совершают дальние путешествия, зачастую испытывая при этом трудности и невзгоды, чтобы послушать музыку, которая им нравится, или своими глазами увидеть те места, где им хочется побывать, или встретиться с теми, кого им хочется повидать. Даже если им недостает серьезности, целеустремленности и подготовки, эти молодые люди осмеливаются быть, и при этом их не интересует, что они могут получить взамен или сохранить у себя. Они кажутся гораздо более искренними, чем старшее поколение, хотя часто им присуща некоторая наивность в вопросах философии и политики. Они не заняты постоянным наведением глянца на свое «я», чтобы стать «предметом повышенного спроса». Они не прячут свое лицо под маской постоянной лжи, вольной или невольной; они в отличие от большинства не тратят свою энергию на подавление истины. Нередко они поражают старших своей честностью, ибо старшие втайне восхищаются теми, кто осмеливается смотреть правде в глаза и не лгать. Эти молодые люди образуют всевозможные группировки политического и религиозного характера, но, как правило, большинство их не имеют никакой определенной идеологии или доктрины и могут утверждать лишь, что они просто «ищут себя». И хотя им и не удается найти ни себя, ни цели, которая определяет направление жизни и придает ей смысл, тем не менее они заняты поисками способа быть самими собой, а не обладать и потреблять.