Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

7 сентября 2023 г. 11:30

240

4 А был ли мальчик?

Необычная повесть, находящаяся где-то на стыке мягкой фантастики, музыки, живописи, психологии (психиатрии?), неврологии и чего-то ещё, чему пока не могу подобрать определения. В который раз пожалела, что я не музыкант. Мне кажется, что эта история вызовет куда больший интерес у читателей, профессионально занимающихся музыкой или же у тех, кто хорошо разбирается, в частности, в классической музыке. По крайней мере, я чувствовала, что мне не хватает всех этих знаний.

Но дело даже не в этом. Дослушав повесть, я некоторое время сидела и хлопала глазами, потому что не поняла концовку. Вернее, развязка такова, что заставляет заново переосмыслить всё прочитанное/прослушанное.

Рассказать, в чём конкретно вышла заминка, не получится. Иначе это будет уже спойлер. Поэтому опишу свои впечатления в общих чертах. Повесть меня явно озадачила, да так, что пришлось прочитать её второй раз (уже глазами) и подумать. Ответы на свои вопросы я нашла, хотя до конца не уверена, права ли я в своих предположениях. А в целом, впечатление приятное. Не шедевр, но занятная вещица. Хорошо написана и прекрасно переведена.

Я задумалась, а что, если то, о чём говорит и думает рассказчик, правда?

Возможно, в очень далёком прошлом наши предки обладали полной синестезией и могли одновременно видеть, слышать, обонять, осязать и воспринимать на вкус — при этом каждое конкретное событие смешивало сенсорную память с принятыми ощущениями таким образом, что не давало предпочтения информации одного из пяти порталов, через которые в нас вторгается "реальность".

И вообще, каково живётся на свете синестетам? Каково это — видеть или физически ощущать звуки, обонять цвета (а также слова и даже образы), видеть буквы и цифры в цвете? Удивительный, не до конца изученный феномен. Да и можно ли изучить его до конца? После чтения книги немного почитала про синестезию. Оказалось, что существует несколько видов или форм синестезии, и что все мы немного синестеты. Например, у себя я обнаружила (!) так называемую пространственную форму синестезии, или синестезию числовой линии. Это когда "числа, годы, месяцы, и/или дни недели представляются расположенными в определённом месте пространства (например, 1980 может быть "дальше", чем 1990), или могут появляться в форме трёхмерной карты (например, расположенные по часовой стрелке или против неё)".

Ещё я зачем-то прослушала упомянутую в повести восьмую симфонию Шуберта, прочитала, что такое "Гольдберг-вариации", а также узнала много чего другого, касающегося музыки. Таким образом, чтение этого небольшого произведения может стать не только приятным и интересным занятием, но и разбудить интерес к затронутым темам.

Но чего мне всё же не хватило. А вот чего, сама не знаю... И ещё я не совсем поняла, почему повесть называется "Империя мороженого".  Потому что там всё началось? Точка отсчёта? Всё равно, как-то не вяжется название книги с её содержанием.

P. S. Повесть слушала в исполнении Владимира Овуора. Мне всё очень понравилось. И голос чтеца, и его исполнительская манера, и очень уместные в данном случае музыкальные вкрапления. Пожалуй, музыки даже могло быть и побольше.

Продолжаю отвечать на Вызов "Мира аудиокниг 2023".