Больше рецензий

6 сентября 2023 г. 09:54

100

4 «К северу над Иерусалимом возвышались холмы. Человек, распятый на кресте, мог видеть весь город.»


Отличная книга, автор которой просто делает обзор общеизвестных библейских событий, останавливаясь подробно и акцентируя внимание читателя на каждой, на первый взгляд маловажной, детали. Например, такая деталь, что Понтий Пилат был ставленником Тиберия и почему-то он был не легатом, а прокуратором (более низкое звание). А это значит, что не было у Понтия Пилата таких широких возможностей, как у других ставленников, управлявших территориями римской империи. В первую очередь не было у него достаточной военной поддержки, необходимой хотя бы для подавления бунта. Почему так было? Возможно заранее была предопределена победа так называемого антиримского движения, часть которого позднее стала именоваться христианством? Как мне видится, те кто стояли за этим, довольно революционным течением, имели конкретную цель: снести римский имперский строй. Если посмотреть со стороны на исторические факты и последствия «восстания» Иисуса, то мы с удивлением обнаружим, что после его смерти, произойдет буквально расцвет всего того, против чего Иисус выступал! Выступая против поклонений и жертвоприношений в храмах, Иисус сам стал объектом поклонения для христиан. А для иудеев появились в огромных количествах синагоги и стала еще более популярной Тора. Новой религии потребовалось меньше 300 лет для того, чтобы снести с карты мощную империю. Рим, который олицетворял правление общечеловеческих законов, уступил место правлению из смеси Ветхого и Нового заветов. Отсюда мы переходим к библии, как своду необходимых законов. И сразу начинает закрадываться сомнение в ее правильности. Ведь известно, что в те времена вокруг свитков (письменных трудов) была целая индустрия. Автор мог диктовать текст целой группе писцов, а копии могли копироваться, или одалживаться в аренду для дальнейшего копирования. При этом не было ни корректоров, ни редакторов, которые бы отслеживали ошибки.

Справка: кодекс (от codex – книга) это одна из форм рукописей со страницами, как у современных книг.

Евангелия писались также, как и все рукописи. Преобладает мнение, что первым писалось евангелие от Марка. Лука и Матфей использовали Евангелие от Марка для своих рукописей. А четвертое Евангелие было написано не зависимо от первых трех и позднее. Странно то, что эти Евангелия не имеют хронологической последовательности в повествовании и разбавлены в средней части разными историями, эпизодами и выдержками из разговоров. Примерно 20% повествования посвящено последней неделе жизни Иисуса, его смерти и воскрешению. Это очень напоминает любую биографию тех лет. Биографии Плутарха, Тацита и Филострата написаны по тому же принципу! Это наталкивает на подозрение, что Евангелия писались в первую очередь для широкой языческой публики, но одновременно являются доступными и для иудеев. А еще в них примешан эллинистический жанр биографии, чтобы их могла понять и греко-римская аудитория. То есть, главной целью евангелий было заинтересовать язычников идеей Царства Божьего.

Если исходить из того, что целью было развал римской империи, то это значит, что именно сами римляне должны были служить осуществлению данной цели. Как и все «кровавые» тираны (империи), они были настолько «же стоки», что сами принимали законы, ведущие их империю к пропасти. Так, под. видом сохранения культурного разнообразия, римляне на законодательном уровне позволили иудеям придерживаться монотеизма и не поклоняться римскому пантеону богов. Более того – им можно было не принимать культ императора и не принимать участие в его почитании! И это при том, что Август, например, был обожествлен. Повелитель этих земель, «кровавый» тиран Тиберий, был настолько кровожаден и так хотел всячески терзать иудеев, что устроил себе резиденцию на острове Капри, на кусочке суши, размером всего 6 на 3 километра. Когда читаешь о таких «повелителях», то становится реально смешно. Другой знаковой фигурой был Понтий Пилат. Он был настолько знаковой, что в дошедших до нас рукописях даже не упомянуто имя его жены, которая сопровождала его во время пребывания на посту правителя Иудеи. Но очень многие историки, из элитного клуба, имевших доступ к рукописям, уверенно пишут о том, что жена Пилата и еще некоторые солдаты из охраны Пилата увлекались иудаизмом. Большую часть времени Понтий Пилат проводил в Кесареи Маритиме – этот город римские власти назначили быть столицей Иудеи. Пилат периодически покидал столицу для того, чтобы участвовать в разных судебных процессах. Весной того знакового 33 г.н.э. Пилат должен был посетить Иерусалим во время еврейского праздника Песах. Рим был настолько жадной империей, что отдал часть земель в управление Антипе, сыну Ирода Великого. Именно этот человек руководил территориями Галилеи и Переи в Палестине. Он же, которого изображали даже в библии эдаким глумящимся над Иисусом глупцом, на самом деле был великим строителем. Именно он организовал перестройку Сепфориса в Галилее, разрушенного римлянами после восстания, которое случилось после смерти Ирода Великого.

Интересный факт №1: лидером восстания был некий Иуда, который раздал своим сторонникам оружие из царского дворца, ставшего центром восстания.

Назарет был в 6 км от Сепфориса и считается, что Иосиф, отчим Иисуса именно там получил работу и именно там произошел первый контакт молодого Иисуса с эллинизмом, так как город строился согласно греческим традициям (а какие еще традиции могут быть у Рима, как не греческие???) Евреи также испытывали влияние со стороны греков и даже когда Мария и Иосиф прятались в Александрии от гнева Ирода Великого, они прятались именно в еврейской общине, находящейся под влиянием греков.

Справка: в период между III и I вв. до нашей эры Ветхий завет был переведен на греческий язык. Этот перевод был известен как Септуагинта, по количеству переводчиков, число которых составляло от 70 до 72.

Интересный факт№2: благодаря этому переводу ученые смогли совершенствовать свои знания в древнееврейском и древнегреческом языках.

Интересный факт №3: именно Юлий Цезарь (еще один «кровавый» тиран) даровал гражданские права еврейскому населению Александрии. А ведь в Иудее уже во времена Августа жило гораздо меньше евреев, чем в остальной части Римской империи. Именно Римская империя способствовала развитию еврейской диаспоры!

Вот среди таких тиранов и таких тиранских условий Иисус начинает свой путь к кресту. Иногда он делает чудеса. Но, почему-то, его главное чудо – оживление Лазаря – подробно описано только в одном Евангелии (от Иоанна) и не упоминается в других!

Справка: есть целая когорта ученых, которые считают этот эпизод эллинистичекой вставкой.

Такие расхождения между Евангелиями очень странны, так как именно оживление Лазаря, если верить Иоанну, было катализатором дальнейших событий. Если Иисус считал, что пришел разделить людей, то исторически так получилось, что он объединил враждующие группы ортодоксальных фарисеев и большинство предводителей города и храма, среди которых доминировали саддукеи.

Справка: саддукеи были настроены проримски и эллинизированы более других. Они были проводниками римской власти.

Еще Иоанн в своем Евангелии описывает пророчество, которое сделал Кайафа. О том, что лучше пусть один человек умрет, нежели весь народ погибнет. Если так, то выходит, что Кайафа по любому бы стремился к исполнению своего пророчества. Иначе какой же из него первосвященник.

Справка: в обязанности первосвященников того периода входили и пророчества.

О странностях пути Иисуса:

Дьявол, как известно, скрывается в деталях. Так вот, когда начинаешь внимательно читать тексты Евангелий, то детали сами собой стирают ту самую ауру волшебства, или божественности, которой мы привыкли окружать Иисуса. Казалось бы, если вы хотите указать на божественную предопределенность, то просто укажите, что Иисус въехал в город на ослике. И не возникнет вопросов. Но, когда выясняется, что Иисус заблаговременно отправил двух своих учеников в деревню Виффагию (дом Фиг), которая была поблизости от Вифании. И ученики эти были Петр и Иоанн. Им Иисус велел найти в деревне ослицу и осленка. То есть позаимствовать, или украсть. Все это назвали «они понадобились Господу». Но это сути не меняет. Иисус с учениками воплощал в жизнь сценарий прибытия мессианского царя из древнего пророчества Ветхого Завета. Люди, кричавшие и приветствовавшие его, словно массовка в театре, заранее знали еще с того момента, как в деревне объяснили зачем ученикам Иисуса нужен осел. Это было 29 марта. А 31 марта Иисус уже пошел в храм, дабы объединить против себя, как было сказано выше, и первосвященников, и книжников, и фарисеев, и саддукеев. Это и будет одним из главных результатов появления Иисуса. Вторым «достижением» Иисуса станет то, что «сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом». Третьим результатом «божественного» вмешательства станет то, что после Пилата Иудея получит снова популярного вассального царя Ирода Агриппу I. И это будет выгодно для всех, внимание, кроме последователей Иисуса, которых начнет преследовать Агриппа. Кстати, в 38 году, чтобы оскорбить Агриппу I, какие-то антисемитски настроенные люди надели на безумного человека пурпурные одежды (символ власти) и показали его прокуратору. Но Агриппа просто проигнорировал это неуважение к еврейскому царю и все… Иисуса же, облаченного в издевательский наряд, долго проклинала толпа. Видимо, заказ был именно такой.

Об имени Иисуса: с самых ранних времен его называли, почему-то, Мессией. То есть, слово Христос (Christos), использованное в Новом Завете, было переводом слова в древнееврейском языке, обозначавшим «Мессию». Когад Кайафа спросил Иисуса «ты ли Христос(Мессия),Сын Благословенного (Бога)?» Иисус ответил буквально «я есть, кто я есть», но в переводы вошло только «я»! Что сильно пахнет намеренной подтасовкой.

Ну и напоследок, нам надо задуматься о том, почему же символом христианства внезапно становится средство казни, применявшееся в основном римлянами? С таким же успехом, символом религии могла бы стать виселица, например, а не крест. Поразительно, как легко (был заказ?) подхватили тему креста литераторы, живописцы и архитекторы… А еще, давайте подумаем о том, сколько бы верующих недосчиталось бы христианство, если бы не было рассказов от очевидцев о воскрешении Иисуса. Сам Павел не обратился бы в христианство, если бы не поверил в то, что Христос воскрес как живой и дышащий человек!

Справка: иисус воскреснув, дважды являлся женщинам, которые потом пытались рассказать об увиденном, но у них не было юридического статуса свидетелей. Лишь после того, как им никто не поверил, Иисус явился группе учеников в Иерусалиме. Примечательно еще, что Петр, Иоанн и другие апостолы, не только рассказывали о том, что видели воскресшего Иисуса, но и творили чудеса налево и направо. Говорят, что даже тень Петра, якобы, обладала целительной силой. Комизм ситуации в том, что многие евреи хорошо приняли христианство, которые восприняли ее как один из многих вариантов иудаизма. Рост числа последователей происходил в основном в Палестине. Кстати, Церковь расширилась именно во времена так называемых гонений на нее во время правления «тирана» Нерона в 60-х годах!

Но все эти странности уходят на второй план на фоне мучительной смерти Стефана, чьи идеи будет нести в мир апостол Павел, ставший впоследствии реформатором раннего христианства. И почему-то, при прочтении описания казни Стефана, которого убивали те, кто обвинял его, все детали настолько естественно прилегают друг к другу, как не прилегают друг к другу кирпичики в фундаменте большинства церквей. И, кажется, что нет там места, где бы мог спрятаться дьявол. Обращайте внимание на детали, они важны. Аминь!