Больше рецензий

5 сентября 2023 г. 11:29

328

4.5 Только не Слизерин, только не Слизерин!

В сборнике две пьесы; они объединены, в первую очередь, темой выбора жизненного пути.

Андрея из "В добрый час" и Прова из "Гнезда глухаря" вообще можно спутать, одинаковые типажи. Остроумные подростки "из приличных семей", закончившие школу, всезнающие, ранимые, первовлюбленные и пока еще не понимающие, куда идти. Они привыкли жить на всём готовом, у них "серьёзные" отцы, которые могут их продвинуть. Но по натуре Андрей и Пров искренние мальчики, хорошо чувствующие, где ложь, где подлость, где грязно. Им пока еще сложно бунтовать против гниющей системы за самих себя, но при виде того, как эта самая система ломает кого-то другого, всё в них возмущается, прорывается чувство стыда за то, что они крутились, как послушные винтики; собирались "по звоночку" просочиться в престижный институт; вползти на тёплое местечко. И мальчишки сопротивляются, проваливают экзамены, попадают в милицию специально, уезжают на целину, идут на завод. Потому что не хотят грязи, которую наблюдают с детства в своем престижном столичном окружении.

И можно было бы обвинить Розова в розовоочковости, если бы все остальные герои его пьес были как-то наказаны и оплеваны. Но нет. Беспринципные карьеристы и охочие до власти и зарубежных поездок честолюбцы так и остаются на своих местах, спешат к кормушке, принимают лизоблюдов и льстецов, за одно утро превращаются из Горы (он же Гоша, он же Гога) в Георгия Самсоновича.

"Гнездо глухаря" оценила выше, потому что она честнее. Написана лет на 15 позже. В ней добро не побеждает, потому что у добра связей нет. Кстати, очень хорошо обыграно вызволение Прова из милиции - ведь тоже только благодаря связям и отношениям! Только не сверху, а снизу, так сказать.

До слёз жалко Искру, у неё адская работа, ужасная семейная история - очень хочется верить, что ей удастся кому-нибудь помочь добиться справедливости в "лучшей стране, где всё для народа". Это залечило бы её собственные раны. К сожалению, у неё как раз почти нет шансов что-то продвинуть, ибо за душой только душа, ни знакомств наверху, ни понимания, как устроен мир "простого народа". Возможно, в будущем, когда будет не так больно от предательства, она поймёт, что спасла Ариадну от повторения её пути и от этого ей станет теплее.

"В добрый час" - наивнее. Но не сказала бы, что прям про розовых пони. Есть пара пафосных слов о чаяниях настоящего комсомольца, но не пестрит в глазах. Интересно фильм посмотреть, сравнить, наверное, там побольше лозунгов. В тексте мне особенно запомнилось, что Вадим-то всё равно поступил в свой престижный институт, хотя отец со скандалом отказался замолвить за него словечка. Наверняка фамилия роль сыграла и без звонков, но всё-таки у парня-таки есть цель, и он её достиг почти сам. Это не восхищение... Это сожаление и напоминание. Что у всех этих вадимов и георгийсамсоновичей, кроме жажды кормушки при власти, беспринципности и умения идти по головам, еще есть мозги, сила воли, целеустремленность. Потом ррраз - и высокопоставленная сволочь вылупилась. Вот у Розова эти товарищи по шапке не получают, а растут себе спокойно, как грибочки, выше и выше. Да, подлецы, но будут жить и в ус не дуть - не в сказку попали.

Разница в пьесах по названиям уже заметна. "В добрый час!" верит, что будущее откроется широкой дорогой для искренних идеалистов, Андрея и Алексея (да и для Аркадия с его новым этапом взросления). "Гнездо глухаря" до конца будет глухим, прозрение наступает слишком поздно для большинства персонажей. Остается плакать перед масками африканских божеств (вообще это обычно погребальные человеческие маски, но не суть... на иконах-то почти тоже самое;))

Удачное знакомство с драматургом. Продолжу обязательно.