Больше рецензий

4 сентября 2023 г. 09:19

571

5 «Нечасто случается, чтобы на плечи деревенского адвоката свалилось подобное дело»

(Будут второстепенные спойлеры).
Хорошо известны «Двадцать правил для писания детективных романов», разработанные С. С. Ван Дайном. Впрочем, остальные авторы, как видно, резонно сочли, что он им не начальник, а кое-кто при этом и вовсе воспользовался принципом: «внимательно выслушай и поступи наоборот». (Особенно это относилось к третьему правилу: «в романе не должно быть любовной линии»!)
Что касается рецензируемого произведения, то оно нарушает ещё и правило седьмое: «без трупа в детективном романе просто не обойтись». Ибо здесь налицо не убийство, а лишь исчезновение 15-16 летней девушки, которая к тому же три недели спустя сама вернулась к своим приёмным родителям; правда, заявив, что её похитили и всё это время держали в рабстве. Полиция без труда нашла обвиняемых – двух уже немолодых женщин (мать и дочь), которые жили вдвоём в уединённом доме (девушка их уверенно опознала). Ну а те обратились к местному адвокату Роберту Блэру, несмотря на то, что он вообще не специализировался по уголовным делам…
По сути, детективной интриги как таковой в романе просто нет. В самом деле, выдвинутые обвинения могли быть либо правдой, либо ложью – одно из двух. А уж если главный герой взялся защищать подозреваемых, притом, что их дела были совсем плохи, то нетрудно догадаться, чем всё закончилось! Но, в конце концов, и у самых признанных мэтров детективного жанра есть произведения, в которых имя преступника известно с самого начала...
Данная вещь подкупает, прежде всего, атмосферным изображением «старой доброй Англии» (первых послевоенных лет), которая, однако, могла оказаться совсем не доброй по отношению к тем, кто стал жертвой «жёлтой прессы» и созданного ей общественного мнения. Впрочем, нашлись и люди, пошедшие против течения, которым в данном случае удалось добиться справедливости…
А что меня неожиданно побудило поднять оценку книги до высшего балла, так это её концовка – душевная и трогательная, сделавшая её похожей по духу на «Тайну Листердейла» – мой самый любимый из рассказов Агаты Кристи!
Таким образом, моё знакомство с очередной представительницей «Золотого века английского детектива» состоялось и притом оказалось удачным. Вероятно, к творчеству Джозефины Тэй я в дальнейшем буду возвращаться ещё не раз.