Больше рецензий
4 сентября 2023 г. 05:06
126
5
РецензияПервая рецензия была под дедлайном и получилась “для галочки”, а книга, на самом деле дельная, поэтому возвращаюсь к ней опять, чтобы сделать более “шаблонную” и глубокую рецензию. К сожалению, очень многое уже забылось за 2 недели интенсива “закрытия киллвиша”, но все-таки попытаюсь.
1. Как выбирала книгу? И зачем?
Эта книга попалась на глаза в витрине электронного магазина (не-амазона) , и сразу же заинтриговала, потому что обещала критически посмотреть на класс, который ну уж очень близок к дому. При этом уже в предисловии автор меня заинтриговала, потому что хоть Веблена не читала, но идея conspicuous consumption (показного богатства) звучала очень интересной. Поэтому книга попала в список Killwish, и благодаря рандому, перекочевала в “читаем” список.
Этот “читаем” список был прекрасен, поскольку сгруппировал 3 книги в одну сетку: The Sum of Small Parts (социологическое зеркало на “креативный” класс, к примеру, часть этого класса известна как “айтишники”), The Gospel of Wellness (о том, как индустрия ЗОЖ становится душевным/психологическим/физическим МакДональдсом женщинам, и этому классу в целом, из-за систематических факапов в современном мире), и вишенка на торте - Sedated: How Modern Capitalism created Mental Health Crises (которая по названию - об одной только индустрии, но на самом деле оказалась прекрасным экскурсом не только в симптомы, но и в саму болезнь, которая делает возможным проблемы и в первой книге, и во второй).
Поэтому прочитав, могу сказать, что книга перекочевала в новую категорию: “how world fucks you up // economy & ideologies”. И в контексте других книг из списка — она очень расширяет границы понимания, хоть и фокус только на одном классе.
2. Кратко о книге.
Как я уже сказала, начинается с вопроса — а что такое “праздный класс” по Веблену сейчас? И что с ним не так? Разумеется, сегодняшний праздный класс совсем не праздный, но динамика создания статуса, неравенства в обществе и прочих вытекающих проблем от этого, остается. Более того, если раньше статусность показывалась с помощью “праздности” и показного потребления, то сейчас, с увелечением достатка среднестаточной семьи, “элитарность” сдвинулась на невидимое потребление, такие как образование, деторождение/забота о детях, медицинские расходы и тд. Разумеется, сменился и дискурс классов, как, к примеру, материализм стал faux pas, и появились новые барьеры, но опять же — невидимые.
В чем проблема? В том, что поскольку они невидимые, то кажется будто “если только захочешь, то можно хоть на Луну полететь, хоть стать уважаемым человеком высшего класса, стоит только много работать и умно работать”. Но, к сожалению, очень многие люди остаются за бортом этого праздника меритократии, даже если они делают все правильно и работают не покладая рук. Отсюда появляется разочарование и в системе, и в текущей парадигме. С другой стороны, многие люди из этого нового класса совершенно незаслуженно думают, что их социальное положение — только их рук дело, а все остальные - просто лузеры и слабаки, раз не смогли. Что имеем на выходе? Богатые богатеют, бедные и средний класс беднеют. Средний высший класс становится на опасную ступеньку, которая может сорваться в любой момент, и получают огромную порцию хейта от бедных/среднего класса из-за своей слепости, “святости”, лицемерия и невозможности понять, что проблема не в личных качествах, а в структурных багов экономической и социальной системы.
Автор буквально препарирует все аспекты жизни этого высшего среднего / высшего класса, начиная от важных решениях, как, например, приоритеты в жизни (образование, early education & postponed childbearing), заканчивая до таких мелочей как выбор лака для ногтей (как сигнал класса) и ежедневной рутины как выбор магазина и опыта посещения его. Но при этом это не скандальные “давайте косточки поперемываем”, или полемическое “долой всех богатых!” / “бедные сами лошаки!”, а именно взвешенный взгляд, с таблицами, ссылками, очень многими небольшими экскурсами в историю и социологию, с честным желанием разобраться — что происходит в обществе, почему все плохо, и можем ли мы это как-то изменить? (Спойлер, который совсем не спойлер: автор сама относится к этому классу, но это совсем не смягчает критики и острых вопросов, которые она задает).
3. Что понравилось в книге.
1. Стиль
Плавный, спокойный, научный, но написано нормальным языком. Дает очень много пищи для размышления и освещает тему со всех сторон.
Источники, графики, таблицы - на высшем уровне. В приницпе того и следовало бы ожидать от такого издания как Princeton Press Publishing.
2. Превзошла ожидания.
Я думала, будет очень простое чтение, просто так, для общего развития, но то ли из-за того, что сама книга такая хороша, то ли из-за того, что была сгруппирована так органично с другими в списке, мне показалось, что создалось какое-то панно понимания или хотя бы осознания части очень сложной структуры / fabric сегодняшнего общества и актуальных, серьезных проблем, как
а) поляризация общества,
б) феномен virtue signaling,
в) возрастание автократичных / тоталитарных режимов в мире вцелом,
г) логичный итог late-stage capitalism и неолиберализма (не путать с либерализмом, это две совершенно разные философии/идеологии).
Ну и разумеется, не обойтись без самых обычных психологических феноменов, как когнитивные искажения и психические реакции на среду, или проще говоря human nature / человеческий фактор, который в сложной системе, коей является общество, только усуглбляет социальные, экономические и политические проблемы.
Несмотря на то, что книга рассматривает американский креативный класс / новую элиту, на самом деле эта книга актуальна для многих других обществ, только вместо Whole Foods будет, к примеру, Перекресток, Азбука Вкуса или Вкусвилль.
4. Были ли не очень хорошие моменты?
1. Повторения
Не сказала, чтобы прямо бесили, но ощущались. Я бы не стала относить это к недостатку и снижать оценку, просто маленький нюанс, комарик, который иногда кусал (правда без часотки после).
2. Немножко устарела информация.
Книга была написана до пандемии и войны, аж в 2017 году. Очень многое изменилось, вплоть до того, что я ощущала это не только как социологическое/антропологическое исследование, но даже немножко как “историю”. К примеру, Amazon купил WholeFoods и практически все, что написано про эту компанию сейчас потеряло актуальность (хотя принцип все еще важен, только иллюстрация устарела). Ну или Tesla больше не признак хорошего вкуса/статус. Однако, эти примеры по мелочам. О том, как переосмысляется реальность (или переосмысляется ли вообще) я не могу сказать с уверенностью, потому что сама нахожусь в огромном пузыре и когда обращаю внимание, что вне него — мда, тут все сложно. Поэтому очень хотелось бы апдейта, чтобы сооринтировать себя в этих глобальных изменениях.
Вердикт: отличная книга, но только если вам интересна сама тема или социология/антропология. Простому обывателю может показаться слишком узконаправленной. И я очень-очень рада, что читала ее в связке, хотя признаюсь, это требовало больших интеллектуальных затрат, чем если бы по отдельности. Но с другой стороны — приятно иметь целостную часть картины, а не фрагментированную.
——
“Our parenting, cultural knowledge, choices in food become moral choices when they are really about economic constraint or freedom. Society frowns upon those who make inferior decisions on such matters, willfully ignorant that many of these decisions, veiled in morality, are practical and realistic outcomes of socioeconomic position.”
“If the United States offers the archetype of the middle class, then there are lessons to be learned by the global middle class that may take its place. As the US experience has demonstrated, the tendency toward consumerism and material goods is good for the world’s economy, but it is hardly good for the consumers themselves. Material aspirations create great pressures on society to work excessively and to focus on external markers of achievement. Further, the cycle of material attainment only compounds itself. Each generation believes it needs more than the generation before to feel comfortable or live the good life. In reality, that belief cannot possibly be true. We confuse the pressure to keep up with our peers as the key to success—and by extension happiness. Status is a movable feast, and once the middle class catches on, as this book has shown, the dominant elites find new ways to illustrate their status.”
“No matter how the tide of material goods ebbs and flows, the interpersonal means of happiness remains constant—strong family life, falling in love, stability, and our close ties to friends. For America and its fellow consumer-oriented Western countries and emerging consumer economies, we need to figure out how to redirect our lives toward these goals rather than toward attaining the latest consumer good. Or as the great economist Richard Easterlin himself put it to me when I interviewed him for this book, “I hope that the progress of knowledge will be such that we can bring under control the forces of economic growth that are misdirecting our efforts of wellbeing.”
Комментарии
Пожалуйста, уберите из рецензии упоминание Bookshop.org из рецензии. Иначе рецензию могут забанить.
сделано!