Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2023 г. 14:37

190

4 О русской амазонке и артистической натуре

Эта поэма – авторская переработка сюжета русской народной сказки, опубликованной в сборнике А. Н. Афанасьева. Здесь множество фольклорных художественных средств, ярких народнопоэтических символов, сравнений, эпитетов, олицетворений. Главный герой – 18-летний царевич. Он пригож собой, у него «глаза синие, синемóрские». Однако плечи его узки, «руки-ноги слабые», «грудь скудная», он робок, нерешителен и сам это осознаёт. В бою еще не бывал, «бранного быта» не знает. Зато хорошо играет на гуслях-самогудах. Его любви пытается добиться молодая мачеха, «бабенка шалая», жена царя-пьяницы, которая позарилась на «личико цветочное» юного пасынка, готова быть ему даже служанкою. Относится к нему и как к возлюбленному, и как к «ребёночку». Впилась в него, подобно змее, от своего бессилия даже за помощью к колдуну обращается. Ведь Царевич наш совсем не охоч до женских ласк.

А тем временем где-то за морями живёт героиня – Царь-Девица, гордая, лихая, смелая, самоуправная, «Вихрь-Девица», «Царь-Буря», «Царь-Демон». В отличие от Царевича, она «ростом-то – башня, в плечах-то косая сажень!». Смуглая, могучая, «кудри гривой», «взор пожаром». Ходит в ночные атаки, саблю чистит, разгульно пирует. Не бывает в храме, поэтому от нее отступилась родня. Ей не нужны ни подружки, ни женихи, ни семья, ни дети.

«Мой жених — мой меч пресветлый,
Меч мой сабельный, веселый:
Мне других дружков — не надо!» (…)
«Трубный звон — моя забава!
Мне иных забав — не надо!»

Дева-воительница, активная и решительная, выбирает себе Царевича в мужья, ибо такой муж «за прялку не засодит». И вот она седлает Вихря-Коня и отправляется покорять Царевича.

А Царевич-то оказывается «невзаправдошным», «махоньким», худеньким, изнеженным, почти ребенком. «Не жених, а стебель шаткий!» К тому же он спит беспробудным сном, ведь его специально уколол булавкой дядька-колдун. Но это не останавливает нашу амазонку. Она пытается проложить путь к его сердцу, только напрасно: каждая их встреча (а по сути – невстреча) происходит во время сна Царевича, и именно тогда Царь-Девица проявляет всю свою энергию и высшую степень любви. Но та, кто «войска в полон брала», оказывается не способной добиться счастья, беззащитной перед собственной любовью.

Для меня это поэма о женской силе и мужской слабости, о роковой несовместимости яркого, солнечного мира героини с инертным, лунным миром героя («Словно кто мне налил жилы / Светом месячным сквозным», - говорит он о себе). Поэтому так резко подчёркнута женственность, инфантильность, какая-то неразвитость Царевича, её контраст с мужественностью, физической и духовной мощью Царь-девицы. Из этого несовпадения и берет начало так остро ощущаемый Цветаевой трагизм в любви, болезненно звучащая у поэтессы во всём ее творчестве тема неизбывного одиночества любящей женской души. Думаю, что ради воплощения этой всеобъемлющей мысли и писалась поэма, а всё фольклорно-сказочное в ней – не самоцель, а просто красивое обрамление. И еще одна идея вырисовывается, на мой взгляд. Героиня проявляет себя преимущественно на бранном поприще, герой же – в игре на гуслях, в песне, искусстве, т. е. это натура художественная, артистическая, тонкая, несколько нежизнеспособная, как многие люди такого рода. Может, проблема еще и в том, что эти два «ремесла» несоединимы?

«Игра в классики»
«Покорители вершин» - 2.
Клуб Austenland, моб «Горка европейских писателей».