Больше рецензий

1 сентября 2023 г. 22:20

280

4

Триллер про маньяка-собирателя костей захватил меня с первых страниц. Это история из тех, которые на поверку оказываются не так просты, как автор подает их в названии или основной линии сюжета. В этой книге маньяков два, только один из них орудует на стороне полиции. Вот про него, по сути, и есть эта история, которая в большей степени психологическая драма, вплетенная в полицейский процедурал и приправленная собственно триллером.

Линкольн Райм, криминалист, интеллектуал и в некоторой степени черная овца в полицейском стаде, на одном из осмотров получает серьезную травму позвоночника, после которой оказывается полностью обездвижен. Шевелить он может только головой, ну еще мозгами может шевелить, и это мозги гения и маньяка одновременно. Райм не один год с маниакальной настойчивостью каталогизировал листья, пыль, различную грязь, тканевые волоски и пр., пр, пр., даже написал книгу и составил обширные каталоги всего, что изучал, рассчитывая, что однажды это поможет ему в работе. И однажды помогло, тогда, когда он уже не рассчитывал на работу и думал только о том, как поскорее уйти из жизни.

Для меня на передний план вышла не история поимки маньяка, мотивы которого даже в конце истории оказались мне не совсем понятны (хотя кто может точно объяснить, что творится в голове у сумасшедшего?), а история человека полностью зависимого от помощи со стороны. Описания душевных мучений Райма удались автору гораздо лучше, чем страхи и переживания жертв маньяка, наверное, потому, что страдания Райма от своей беспомощности и зависимости были им осознаны и логически структурированы с той же тщательностью и маниакальным упорством, которое он проявлял в работе. В его мыслях о суициде нет ничего необоснованного, сиюминутного, наоборот, этот выход из своей безысходности Райм считает единственно возможным, единственно верным и единственно приемлемым для человека, попавшего в его положение. Автор достаточно глубоко исследует тему эвтаназии, разрешенной государством или с точки зрения этики и закона считающейся суицидом, и, знаете, это больной вопрос не только для США. Навряд ли в ближайшее время он будет решен удовлетворительно и для светских и духовных морализаторов, и для тех, кто право на эту эвтаназию отстаивает. Вопрос права распоряжаться своей жизнью в таких исключительных условиях - предмет спора практически для всех героев данной книги. У автора есть свой взгляд на эту проблему, заключающийся в том, что до тех пор, пока человеку есть, для чего жить (читай – пока он нужен кому-то, даже если эта необходимость чисто утилитарная), расставаться с жизнью не стоит. Райм​ отказывается от суицида в последний момент, когда его убеждают в том, что его гениальный мозг еще пригодится, что он единственный способен решить поставленную задачу, но мне кажется, тут автор слукавил, дабы уйти от необходимости выбора, который сам перед своими героями и поставил. В книге свою судьбу решает не Райм: он отказывается о мыслях о суициде не навсегда, а на время, так что основной внутренний конфликт инвалида, не имеющего надежды на исцеление, остается неразрешенным.

В книге поразительно скрупулезно описана работа криминалиста, так что всем, кто интересуется этой темой, есть, где почерпнуть новых знаний. А вот в любовную линию​ не поверила: слишком она легкомысленная, навеянная моментом, эмоциями и притянутая за уши к ​ единственному женскому персонажу. Взаимоотношения Райма и Сакс развиваются от ненависти до любви в буквальном смысле на костях. Их связывает страдание, психологические проблемы и общее дело, но я не увидела того человеческого, расцветающего из маленького бутончика в прекрасный цветок чувства, которое может удержать людей дольше, чем на одно-два расследования.

Кому читать? Ценителям сложных характеров героев и нерешаемых этических вопросов.