Больше рецензий

Yossarian

Эксперт

Я не достоин звания эксперта

1 мая 2014 г. 16:37

20

4 Сборник

ТАРТЮФ

В переводе Лозинского читал с большим удовольствием. Очень жаль, что пьеса не дошла до нас в первой редакции, а лишь в третьем варианте. Представляю, насколько острой и злободневной была первая постановка, что вызвала столь сильный резонанс у церковников.

Тартюф мерзкий и скользкий "типок". Однако можно кое-чему и поучиться у пройдохи Тартюфа. Даже попав в, казалось бы, тяжёлое положение, даже когда ясно, что тебя вывели на чистую воду - и здесь он умудряется всё перевернуть с ног на голову и воспользоваться ситуацией себе во благо.

А вот концовка уже типично "мольерская". Раз - и трагедия превращается в комедию. И что характерно - никто не умер, никаких жертв. Шекспир бы тут разгулялся...


МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ

Меня поражает, насколько актуальными могут быть произведения, написанные несколько веков назад. Не все тексты достойны такой участи, не лучшие из них, несомненно, становятся классикой. Классика для меня - то, что никогда не утратит своего значения и пройдёт отбор временем.

"Мещанин во дворянстве" - в полной мере классика. Герой забывает прописную истину - важнее быть, нежели казаться.

Небольшие минусы для меня здесь, к сожалению, - не до конца раскрытый сюжет (хотелось бы побольше описания "причуд" товарища Журдена) и большое количество танцевальных сцен (здесь "виноват" жанр - комедия-балет). Но в целом основная мысль понятна и всецело поддерживается.


МНИМЫЙ БОЛЬНОЙ

И снова актуально, и снова жизненно. Не хочется обобщать, но многие врачи в нашей стране как раз и работают по "мольеровским" принципам. А уж такие люди, как Арган, были и всегда будут. Помню ещё у Джерома Джерома герой нашёл у себя признаки всех болезней, кроме предродовой горячки и ящура (насколько я помню, очень давно читал).

А процесс посвящения в лекари - это вообще что-то с чем-то... Опять же - много фарса и некоторой галиматьи, но общие впечатления только положительные.

Вообще, когда читаешь Мольера, так и представляешь себе, проигрываешь в голове сценки, воображение работает на все сто процентов. А сам Жан-Батист ассоциируется у меня с самым настоящим профессионалом. Человек был предан театру, посвятил всю жизнь и умер практически на сцене. Такому отношению к любимому делу можно только позавидовать.