Больше рецензий

Elinava

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 мая 2014 г. 10:11

4K

5

Фредерик Перлз достаточно одиозная фигура в мире психотерапии. Человек, на прием к которому необходимо было записываться за полгода, который наслаждался общением со своими клиентами в джакузи, потягивая неразбавленное виски и затягиваясь ароматной сигарой, по меньшей мере заслуживает внимания к своей персоне. Он резко контрастировал со всякими идеалами психотерапевта и не вписывался ни в одну научную концепцию. Поэтому, ему пришлось придумать свою.
Перлз начал свой путь в психоанализе, но достаточно быстро ему стало тесно в рамках этой жестко регламентированной концепции, в которой мог существовать только один признанный авторитет, с которым Перлзу было не по пути. К тому же, ко времени, когда этот талантливый еврей пришел в науку, началась вторая мировая война и психоанализ потерял свою актуальность, так как на смену ему пришли более серьезные испытания.
Когда Перлз эмигрировал в Южную Африку, а затем в Соединенные Штаты Америки, война уже закончилась, а у Ф. Перлза оформились новые взгляды на психотерапию. Именно в США в 40х-50х гг родилось новое направление в терапии – гештальт. Был много споров по поводу того, почему Перлз выбрал именно такое название своей теории. Одни считали, что он на самом деле опирался на идеи выдающихся гештальт-теоретиков Келлера и Вертгеймера, другие говорили, что Перлз просто выбрал новое модное и непонятное слово, чтобы заинтриговать публику. Но вне зависимости от точки зрения, все сходились на одном – гештальт терапия работает и работает достаточно эффективно.
В своей книге «Эго, голод и агрессия» Ф. Перлз раскрывает основополагающие моменты гештальт-терапии. Он говорит об инстинктах, о которых говорили еще психоаналитики, но берет за основу своей концепции не сексуальное, а пищевое поведение. Проводя аналогии между употреблением человеком пищи и познанием им окружающей действительности, Перлз вводит в терапию понятие интроект. «Представьте себе кусочек не пережеванного яблока, - говорит Перлз – попадая в желудок, он может вызвать несварение». Подобно этому, некритично воспринимаемая информация может навредить внутреннему миру человека. Такими интроектами могут выступать разные вещи – от социальных норм до не к месту оброненных слов. Интроекты мешают нормальной психической жизни человека и от них необходимо избавляться, хотя перед тем, как избавиться от чего то необходимо оценить какой это интроект: положительный или отрицательный и как он влияет на жизнь человека. А это уже работа консультанта!
Помимо этого Перлз расширяет представление психоаналитиков о психологических защитах, выстраивает стройную концепцию защит и предлагает конкретные способы работы с ними.
По мнению Перлза, существенное внимание консультант в работе с клиентом должен уделять его осознаваниям, т.е. во-первых, осознание настоящего «здесь и теперь», во-вторых, осознание своих чувств и желаний. Если человек знает, что он хочет и это знание истинно, а не является интроектом, то работа будет эффективной. Работа должна идти в измерении «здесь и теперь» (основной лозунг гештальт-терапии), то есть Перлз призывает постоянно возвращать клиента в ситуацию консультирования, не говорить о прошлом и будущем, а о том, что происходит сейчас, какие чувства испытывает человек, о чем он сейчас думает, как он относится к консультанту. Вообще, гештальт-терапия это единственное направление, которое заботится о консультанте и дает ему право быть самим собой.
Основной заслугой Перлза перед психотерапией, является привнесением в процесс консультирования вопроса «Как?». Если психоанализ интересуют причины возникновения симптомов, следовательно основной вопрос «Почему?», то для гештальт-терапии Перлза, важно знать как чувствует себя клиента, как он способен помочь себе.
В целом, книга Перлза представляет собой стройное здание теоретических и практических принципов, которые с легкостью укладываются в систему знаний человека. И это удивительно, потому что Перлз уж точно не производит впечатление талантливого теоретика. Гениальный практик, мастер ироничного взгляда на жизнь, он мог позволить себе любую крайность, потому что был свободен и не оглядывался на общественное мнение.