Больше рецензий

27 августа 2023 г. 07:57

376

3.5 Спойлер Срез эпохи

Роман о том, что скрывается под понятием «американская мечта» и какие моральные дилеммы могут встать на пути её достижения. Написан на стыке XIX и XX веков и отлично воссоздаёт картину эпохи.

Драйзер достаточно интересно и подробно анализирует жизнь верхов и низов американского общества, последовательно проводя главную героиню, молодую девушку Керри, через различные ступени социальной лестницы на пути к достижению заветной цели. Это позволяет ему попутно подробно показать, как именно живут разные слои общества в США того времени.

Симпатии автора, как выходца из низов и вообще одного из основоположников американского соцреализма, конечно же лежат на стороне городской бедноты. Швеи в начале романа, семья сестры главной героини, бастующие вагоновожатые и нищие противопоставлены в романе успешным представителям общества потребления с набитыми кошельками и пустыми душами.

Основная идея романа – показать, как воспитанная в классическом пуританском стиле девушка в погоне за славой и богатством постепенно поступается со своими принципами, и, в конце концов, обретя деньги и славу, приходит к пониманию, что она не стала счастливой. Вообще, быть счастливым в рамках общества потребления, которое порождает следование «американской мечте», могут только люди определённого склада: пустые изнутри и не терзаемые почти никакими моральными установками. Такие, как один из главных героев Чарльз Друэ.

Однако мир сильно изменился за прошедшие годы, и некоторые сюжетные повороты сейчас вызывают не ту реакцию, которую хотел вложить автор. При всём «неправильном» отношении Друэ к Керри, её связь с Герствудом однозначно воспринимается как обман, и симпатии справедливого читателя тут никак не могут быть на стороне главной героини. В свою очередь, когда Керри принимает решение уйти от опустившегося Герствуда, это подаётся как неправильный с точки зрения жены (пусть и фиктивной) поступок. Но кому в современных реалиях интересен муж, который, имея две ноги, две руки и голову, просто сидит в кресле-качалке и читает газеты, не находя никакой работы и постепенно спускаясь вниз по социальной лестнице.

Таких странных метаморфоз в романе много, потому что все основные герои – действительно сложные и противоречивые в своих поступках личности. Только вот даже путь Керри в современных реалиях не выглядит как хождение по головам ради личной выгоды. Она довольно пассивна и за исключением интрижки на стороне скорее предпочитает плыть по течению, чем грести. Если бы не ситуация с Герствудом, она так и превратилась бы в банальную домохозяйку, пассивно воспринимающую жизнь вокруг неё и не пытающуюся что-то сделать для изменения ситуации. Собственно, так и было первые годы в Нью-Йорке, и пока в семье совсем не осталось денег, она до последнего пыталась быть домохозяйкой.

Язык романа очень слабый. Никаких тебе художественных показов, все чувства и мысли героев подаются прямо в лоб в формате «Керри почувствовала себя оскорблённой». Очень многие ветки сюжета растянуты просто до невозможности. Дауншифтинг одного из главных героев Герствуда показан слишком уж подробно. Вот у него в кармане 1000 долларов, потом 500, потом 300, потом 100, потом 50, потом ничего. Всё это растянуто почти на сотню страниц, хотя прибытие в точку 0 очевидно практически сразу. Конечно, потом вся эта история пошла в минус и в финале замысел автора оказался действительно очень интересным: показать, как медленно, небольшими шажками, человек всего из-за двух глупых поступков (переписанные на жену средства и кража денег) опускается на социальное дно.

Позабыта одна из самых интересных начальных линий с семьёй сестры главной героини. Я до последнего надеялся, что автор хоть как-то закончит эту линию. В конце романа Керри приходит к пониманию, что деньги у неё есть, но тратить их «некуда». Я готов смириться с тем, что она не вспомнила бывшего мужа, которому возможно нужна помощь, но семья сестры в Чикаго и родственники в провинции? Идея автора могла быть в том, чтобы показать, как духовная пустота разъедает главную героиню, и она даже не вспоминает, что у неё есть родные люди, которым могут понадобиться ненужные ей деньги. Однако обычно если автор хочет как-то это показать, он всё же делает хотя бы полунамёк. А тут ничего (если я случайно не пропустил).

Не скрою, сюжетно всё повествование обставлено довольно интересно, но проблема в том, что даже в таком интригующем сюжете слишком превалируют многократно повторяющиеся сообщения читателю о том, что читатель уже и так знает, а также прямые объяснения чувств и мыслей героев.

По Гамбургскому счёту роман всё же дотянул до 7/10, просто потому что он у Драйзера первый. И если в середине я был готов по прочтению закончить знакомство с автором (а больше я ничего у него не читал), то теперь точно готов когда-нибудь дать ему ещё один шанс.

Книга прочитана в рамках 20 тура "Игры в классики"