Больше рецензий

24 августа 2023 г. 14:22

206

3.5 Мой идеал - это французский дух; и, мне кажется, ничто не может быть выше ума, философии, цивилизации, процветающих в милой, веселой Франции

Недавно обратила внимание, что библиотека моя стремится к ста прочитанным книгам, но среди авторов этих книг очень мало именно писательниц. Подумала, что за безобразие, и спустя время у меня в руках неожиданно появился двухтомник Жорж Санд «Консуэло». Первое, что меня заинтересовало в историческом романе, так это его название - что такое за загадочное Консуэло. Выяснилось, что это имя главной героини, талантливой в оперном искусстве испанки, превосходный голос которой совсем не соотносится с ее внешностью, по мнению других героев, она «не только некрасива, а просто уродлива». Но просто так произведения по имени главного героя не называют, а зачастую именно из-за большой к нему любви со стороны автора. Так и Жорж Санд очень любит свою героиню, иногда даже начинает казаться, что чересчур идеализирует ее образ, так как у Консуэло вагон и маленькая тележка позитивных черт: она трудолюбива, упорна, способна на самые искренние, неподкупные чувства, совсем не злопамятна и готова прийти на помощь любому, кто в ней нуждается. Все ее окружение хоть и описывается, как ангельски красивое внешне, воспринимаем мы его, как клубок змей. Спасает ситуацию только наставник Консуэло, Никола Порпора, реально существующая историческая личность (и таких в романе немало) - композитор и педагог из Венеции. На протяжении двух томов география приключений Консуэло постоянно меняется, это и Италия, и Чехия, и Австрия, вместе с тем вводятся новые персонажи, и как же правдоподобно здесь изображено буквально все. Герои - максимально живые, с интересными репликами в диалогах (а диалоги одно удовольствие читать, бомонд восемнадцатого века очень красиво разговаривает), всякое помещение, в которое входит Консуэло, представляется читателю во всех его деталях благодаря живописному повествованию, да, это то самое описание дуба на 3 страницы, но зато какое описание! Я каждый раз открывала книгу и каждый раз попадала на оперный концерт в Сан-Самуэле, мне казалось, что еще немного, и страницы сами запоют прекрасным голосом Консуэло. В общем, погружение в атмосферу в романе выполнено на высшем уровне.

Однако, хоть он и посвящен сугубо Консуэло, его сложно назвать феминистским: судьба героини все еще находится в руках других мужчин, чему она особо не противится, но для 1842-1843 годов сам факт того, что девушка отвергает предложение руки и сердца одной фразой:

«У меня есть цель жизни, призвание, профессия. Я принадлежу искусству, которому посвятила себя с самого детства»

поистине можно считать очень новаторским. Так, события постоянно вынуждают Консуэло выбирать между собственным (честно говоря, весьма сомнительным) счастьем и искусством. Для меня этот вопрос оказался ключевым в обоих томах, и Жорж Санд однозначно отвечает на него не в пользу личностного благополучия. От первого тома я была практически в восторге, но второй мне понравился чуть меньше. После его прочтения будто бы мало что запомнилось, да и сюжет по итогу замкнулся на одной-единственной линии, и то романтической, однако это не самая обычная романтика, которую мы все привыкли видеть: в романе все, что не вводится, вводится через призму философских размышлений, отчего поднятых тем в книге очень много, на каждого найдется своя. Но на двух томах история Консуэло, которая и для меня стала conseulo de mi alma (утешением моей души) не заканчивается, за ними следует продолжение «Графиня Рудольштадт», который мне по-любому надо будет прочитать. Получается, первый том для меня - 8/10, второй - 7/10, суммарно ставим 7,5/10, но округляем в пользу ученика.

8/10

Кстати, смеха ради, привожу цитату Льва Толстого по поводу романа: «Что за превратная дичь с фразами науки, философии, искусства и морали. Пирог с затхлым тестом и на гнилом масле с трюфелями, стерлядями и ананасами».