Больше рецензий

Darolga

Эксперт

по перемотке нервов в клубочки

26 апреля 2014 г. 21:27

262

3

Человек должен знать, что творится вокруг,
а не то слопают — оглянуться не успеешь


Так уж вышло, что до апрельского тура "Долгой прогулки" я ничего не знала ни о самом Альфреде Дёблине, ни о его творчестве, но теперь это упущение исправлено. Прочтение романа "Берлин Александрплац" далось мне нелегко, давно я не читала книги с таким скрипом, при этом не могу сказать, что было не интересно, тем более, тема потерянного человека в литературе мне очень близка.

Франц Биберкопф - бывший транспортный рабочий, отсидевший срок за убийство своей любовницы и вышедший на свободу спустя четыре года. За время заключения он совершенно отвык от нормальной жизни, свобода обрушилась на его голову со всей силой, и Франц никак не может подстроиться под изменчивый мир Берлина.

Он напуган и не знает, как ему быть дальше. У Франца нет панциря, который смог бы защитить его от окружающей действительности и нет инструкции к действию, есть только желание начать новую жизнь с чистого листа, отныне жить честно и открыто. Он всячески пытается влиться в бешеный ритм города, найти в нем свою точку опоры, но это ему слабо удается. Франц выглядит крепким здоровым мужчиной, которому все нипочем, но в душе он растерянный ребенок на незнакомой улице, мимо которого спешат прохожие, не обращая на него никакого внимания. Смотришь на то, как Франц позволяет затянуть себя в дурную компанию и диву даешься, как можно быть таким наивным с его-то жизненным багажом, а вот можно.
Он думал, что искупил свою вину сполна, что его наказание уже в прошлом, но на самом деле, все только начинается. Самое худшее еще впереди.

Жизнь Франца после Тегеля напоминает тур по кругам ада. Чего только не пришлось ему испытать после освобождения из тюрьмы. Биберкопф не вызвал во мне симпатии, он слишком груб, беспринципен и слабохарактерен, но временами мне было его жаль. Несколько раз он падал и снова поднимался, периодически впадая в ступор. Многое находил и еще больше терял. Подобно Родиону Раскольникову он встретил свою Соню, светлое пятно в его хмурой жизни, но не смог ее уберечь, как и самого себя.

Биберкопф занимает центральное положение в романе Дёблина, но он всего лишь пешка, фон для фона. Главным героем здесь является Александрплац. Данная книга некий timelapse этой берлинской площади на рубеже 20-30-х годов двадцатого века. В его кадры вплетены библейские притчи, газетные вырезки и многое другое. Поток сознания Франца, окружающих его людей и самого автора идет вперемешку с фольклором и перечислением злоключений Биберкопфа. Любые грани стерты, их просто нет. Ядреная смесь, я вам скажу. Дёблин мастер спецэффектов, чего уж там.

Мало просто читать эту книгу, нужно усиленно раскидывать мозгами, сопоставлять все символы и детали, которые автор щедро подкидывает, к слову, он даже не чурается спойлеров. В момент очередного заигрывания с читателем, Дёблин сам признается, что для полного погружения в "Берлин Александрплац" его стоит перечитывать не единожды (и, как мне кажется, лучше, если книга будет в бумажном варианте).

Своеобразно. Многогранно. Очень сильно на любителя. По правде сказать, до этого мне не приходилось сталкиваться с чем-то подобным. "Берлин Александрплац" - первый прочитанный мной роман-монтаж, где объективная реальность настолько ярко на равных условиях соперничает с субъективной. Интересный опыт. Не простой, порой мучительный, но опыт.

Прочитано в рамках четвертого уровня игры "Долгая прогулка".
Команда "Безымянные котики".

Отдельная благодарность нашему кэпу ksuunja , представительнице команды "Банда выхухолей" augustin_blade за наш уютный чатик, не дающий мне падать духом во время чтения БА и не только, а также "безымянному котику" Лене wutheringweirdo за безграничную моральную поддержку. :)

Комментарии


Молодец! Еще одну медальку буду должна )))


Таааа не за что ;)


Ой! Всегда пожалуйста :-)