Больше рецензий

23 августа 2023 г. 04:30

319

3 Сеять доброе, вечное...бесчеловечное

Всей душой я хотела бы оценить эту книгу выше, потому что есть в ней большое желание автора написать произведение полезное, прививающее детям и их родителям чувство справедливости, равенства, желания помогать ближнему и т.д. Но в книге столько недостоверности всех видов и прочих досадных косяков, что воспитательный эффект не достигается. Прекрасно быть мечтателем, но никак не увязывается реальный мир с утопией.

Дети в этой книге разговаривают неестественно, книжно, без особенностей, присущих проблемным детям. И, кажется, у автора была конкретная цель - она хотела донести до читателя главную мысль, не отвлекаясь на условности, не добиваясь жизненности. Поэтому герои схематичны, даже главные. Дмитрий Гасин отметил в своём обзоре на книгу, подтвердив и моё главное недоумение, что класс коррекции это сборище неуправляемых детей с настолько разными нарушениями, что их нельзя назвать коллективом. Но в этой книге отношения между одноклассниками очень идеализированы. А между тем реальные дети, попав в такой класс, поддерживают себя мыслью, что случайно попали в эту яму, потому что "они все такие, а я не такой" - надо обладать мудрым и чутким сердцем, чтобы в каждом из них суметь разглядеть человека, любить, уважать его и помочь перерасти трудности. Здесь же все проблемы идут словно только от родителей, "мамаш" - как называет их автор. Так словно она и не слышала о детской жестокости. Вроде как дети тянулись бы друг к другу, если бы их не настраивали взрослые. Ага-ага.

Магический реализм этой книги заключается в возможности физически перенестись в некий идеальный мир, где хорошо каждому.Это пространство эклектично, потому что учитывает желания каждого, а желания эти такие разные. Зато там всегда лето, потому что мало кто мечтает о зиме. Зато те, кто еле передвигается в реальном мире, в идеальном бегает, прыгает и скачет на лошади...
Мне понравилось размышлять об этом мире, каким он мог бы быть.

Город был обычный на первый взгляд, но очень странный, если приглядеться повнимательнее. Большинство домов — одноэтажные, стоят в глубине садов. Улочки петляют между садами, давешний автомобиль по ним явно не проехал бы. Застрял бы на повороте. Кое-где попадаются настоящие дворцы. Кажется, что все дворцы выстроили джинны, не имеющие представления об архитектуре как науке, и эти странные конструкции держатся друг на друге лишь с помощью заклинаний. Жить в них тоже вряд ли удобно. Впрочем, кому что нравится.

Ребенку какого возраста можно читать эту книгу? Даже не знаю. Для искушённых 15-летних она слишком наивна, а более юному читателю мне не хотелось бы пояснять чем промышляла Витька (Виктория), катаясь с дальнобойщиками, и зачем подонки похитили Стефанию (оммаж "Ворошиловскому стрелку"?).

Финал странный. Юрины родители спокойны и великодушны как боги. Принимают изменения в своей жизни как опытный яхтсмен смену курса, в соответствии с ветром. Пара роботов, а не люди.