Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

26 апреля 2014 г. 17:18

61

4

Творчество Олди у меня находится на достаточно завидной позиции. Количество вещей, которые мне нравятся, у этого дуэта куда больше, чем у многих других авторов российского фэнтези и фантастики. Одна из любимейших книг - «Мессия очищает диск», которую я не устаю перечитывать примерно раз в год. И вообще, считаю, что их стилизация текста находится на исключительно высоком уровне (пусть даже относительно других российских авторов).

Но с этой высокой позицией приходит и высокая ответствен… подозрительность. Возможно, я уже вступил в ту эпоху жизни, когда каждая новая книга автора вызывает законное опасение – «А смогёт ли?». Ну, вы знаете – все портится, все истирается, все ветшает, смерть неизбежна. Например, прочитанный цикл «Циклоп», мне показался совсем не таким, каким бы я мечтал его увидеть и какой ожидал от авторов на столь высокой позиции моего рейтинга. И, это несколько уменьшило мой пыл и кредит доверия. Эта книга из «старого» и была призвана напомнить все то, что я люблю в Олди. Такой «запасной план» для возрождения веры.

В целом, я могу сказать, что это удалось. Не совсем так, как ожидал, но удалось. Сборники рассказов – вообще вещь такая, странная. Никто же не будет отрицать тот факт, что это именно сборник рассказов? Ну да, они объединены слушателем, происходят условно в одном времени, некоторые даже пересекаются друг с другом. Но все равно – это в первую очередь рассказы. И среди этих рассказов попадаются как отличные находки, так и откровенно проходные вещи. Но, самое забавное то, что (и это показатель мастерства) каждый рассказ найдет своего читателя.

Все они, в общем-то, построены по одной схеме – небольшая история из жизни Петера о том, как он попадает в новый город, знакомится с новыми людьми и какой-нибудь странный и загадочный человек рассказывает свою историю. Эта история может быть о чем угодно. Джин, заменяющий совесть торговцу, доктор, который лечит от безумия, доппельгангеры, время, которым можно расплачиваться. И много чего еще необычного. Каждая из них в оправе из небольшого эпиграфа, настраивающего на нужный лад и финальной баллады, украшающей и подытоживающей все вышесказанное.

А внутри, кроме сюжета читатели могут обнаружить, демонстрацию того, почему я считаю Олди отличными стилизаторами. Когда Петер выпивает с казаками в Украинском селе, чудятся в этом рассказы Гоголя. В его итальянских приключениях откликается клавесин и тепло венецианских ночей. И так везде. Здесь же авторы щедрой рукой раскидывают отсылки на фольклор, мифы, литературу. Продолжение «Вия», Влад Цепеш, неожиданная история Трои и еще и еще и еще… По духу немного напоминает рассказы «Ведьмака». Тоже старые сказки на новый лад.

Но, как я уже сказал, не все они находятся в равном положении. Какие-то трогают душу, какие-то задевают сердце, некоторые просто проходят через мозг. В каких-то, на мой взгляд, слишком много словесной шелухи, другие наполнены излишним символизмом, а третьи наоборот выглядят на их фоне как-то аскетично. Специально не буду раскидывать их по этим категориям, чтобы не навешивать собственные ярлыки на каждый рассказ. Ведь, на мой взгляд, каждый здесь найдет что-нибудь свое, которое тронет его душу, заденет сердце или просто пройдет через мозг. И не обязательно, этот выбор совпадет с тем, что выбрал бы я.

Не буду утверждать, что это их лучшая книга, она хорошая, но не отличная. Прочитать её стоит, стоит насладиться интересными сюжетами, подумать над проблемами, которые поднимают авторы, но в первую очередь, меня привлекает все-таки их стиль. Словом они владеют мастерски. Пишут ли они об украинской зиме, или о казематах замка, или о немецком университете – воспринимаешь это буквально как картину. Именно то, чего мне не хватало в «Циклопе», и именно то, что восстановило мою веру в этот дуэт.