Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

21 августа 2023 г. 13:21

125

4 Ее депрессивный зоопарк

Приготовьтесь к душераздирающему триллеру для детей – «Слон» Питера Карнаваса. Сразу хочется оговориться, что австралийский художник гораздо интереснее как писатель, чем иллюстратор. Незатейливые картинки в мультипликационной манере ничего не добавляют к истории. Разве только заставляют подивиться пластичности персонажей – они практически всегда неестественно изгибаются то вперед, то назад (видимо, высокая степень экзальтации), раскрывая беззубые рты. Дедушка, которого Олли характеризует как пугало, тем не менее, больше похож на долговязого хипстера с бородой. И во всяком случае выглядит не старше зятя, отца девочки. Заигрывание с примитивизмом уже довольно давно не кажется интересным.

Зато сама история Карнаваса оригинальная. Впервые встречаешь слона, черепаху, маленького пса в качестве злодеев-призраков. Младшеклассница Олли живет с отцом и дедушкой. Отец почти не замечает дочь и думает только об умершей жене. Его депрессию девочка представляет как огромного слона, который неотступно следует за ним. А когда затосковал дедушка, рядом с ним появилась серая черепаха. Плану по избавлению от этих животных и посвящена книга. Дальше все вполне традиционно – смелые проказы, преодоление детских страхов, и многое другое, чем полнится терапевтическая литература для детей. Карнавас использует ровную, спокойную интонацию, не доводя до эксцентрики, хотя юмор и подтрунивание над взрослыми у него есть.

В книге много добрых и важных примеров – сентиментальное уважение к старым вещам как обозначению людской памяти, ценность поддержки друзей, близких, семьи, умение поддерживать состояние радости жизни в себе и окружающих. Единственным жестким конфликтом в истории можно назвать только депрессивное состояние отца. Правда, Карнавас милосерднее к своим героям, чем Жеф Артс в повести «Рыбы не тают» с подобной завязкой. Папа не лежит, потеряв полный интерес к жизни, а все же ходит на работу, где в тайне любуется фотографиями дочери (попахивает маньячеством, но, в отличие от Артса, Карнавас не стремится изобразить достоверный клинический случай). И Олли не настолько отчаянно сумасбродна, как Матти. Впрочем, свалиться с дерева – тоже не слабое испытание для нервов родного дедушки.

Жаль, что автор не докрутил до конца метафору. Олли осознает, что животные, которых она видит – сублимация считываемых ею настроений взрослых. И признается в этом. Магия воображения превращается в купированную шизофрению. И сомнительна идея избавиться от серого цвета, раскрасив слона в разные цвета. Мало того, что благородное животное дискредитировано, так еще ребята отыскивают в книге о слонах упоминание об индийском фестивале, где животных расписывают для уличного шествия. То есть, в своем естественном виде слоны подвергаются обструкции, а человеческое тщеславие преподносится как избавление от грусти. Сомнительная этика.

А триллер в том, что верный спутник Олли, добродушный пес Фредди, оказывается… такой же галлюцинацией, с которой девочка в финале расстается. Можно поразмышлять о том, что с точки зрения Карнаваса каждый лелеет свою тоску-депрессию по-своему, но все равно логика превращается в кошмар и девиации, если серьезно отнестись к такому твисту.

«Слон» - еще одна трогательная утешительная история о том, что дети гораздо изобретательнее подходят к психологическим проблемам. В какой-то момент взрослые утрачивают навык справляться с горем и живут деструктивно. А маленькие фантазеры выступают лучшими фантазерами. Интересно ли это им самим? Трудно сказать. А вот взрослым полезно.