Больше рецензий

Казаркина Анастасия (AnastasiyaKazarkina)

Эксперт

Улитошный Эксперт Лайвлиба

20 августа 2023 г. 22:24

768

5

Однажды, 2 июля 1950 года, монах-ученик пытаясь покончить жизнь самоубийством поджёг Золотой Павильон монастыря Кинкаку-дзи. У монаха были диагностированы туберкулёз и расстройство психики. На суде свой поступок он объяснял тем, что настолько презирает себя, что любое проявление красоты вызывает в нём ненависть и делает очевидным его собственное несовершенство.

Мисима Юкио рассказывает нам эту историю несколько иначе, уводя в сторону от болезненной психики и углубляя в отношения несовершенного смертного человека с абсолютной Красотой.

Мне кажется каждый хоть раз испытывал ощущение ошеломляющей красоты. Красоты потрясающей, захватывающей. Когда ты видишь или слышишь что-то бесконечно великое: огромную кровавую Луну, грозно гремящий водопад, непроницаемую черноту пещерного озера, симфонию любимого классика в исполнении виртуоза, гениальную картину в музее. Ощущение красоты переполняющей тебя сразу множеством чувств. И безграничной любовью, всепоглощающим счастьем и неутолимой печалью перед тщетностью бытия, восторгом и страхом. Красоты наполняющей и опустошающей одновременно.

Именно такую Красоту символизирует для героя Мисимы Мидзогути Золотой Храм.

Сначала Мидзогути знает о великолепии Золотого Храма только по рассказам отца и впервые сталкивается с красотой в лице соседки Уико. Здесь же понимает, что Красота для него недосягаема, что красота надменна и холодна. Здесь же он видит, что Красота может быть как вознесённой на пьедестал, так и поруганной, как божественной в самоотречении, так и покорной в предательстве. Но всё равно остаётся красотой. Здесь же он понимает, что красотой нельзя обладать, но её можно уничтожить.

Потом Мидзогути отправляется послушником в монастырь, он жаждет увидеть тот Храм, о котором говорил отец. Но...Встретившись со своей мечтой, разочаровывается. На первый взгляд Золотой Храм совсем не похож на представления мальчика. Однако, потом, когда послушник изо дня в день видит Храм, видит его в разную погоду, в разные времена года, при разном освещении - он постигает его красоту. И решает, что в самый первый раз Красота просто отвергла его, не показалась, не далась, снова.

Мидзогути заикается. Мисима гипертрофирует значимость этого небольшого несовершенства в представлении своего героя. Таким образом Мидзогути не просто всего лишь смертный человек перед лицем величественной красоты, а ещё и несовершенный смертный человек перед воплощением абсолютной красоты.

Мидзогоути живёт в постоянном стремлении приблизиться к Красоте, объять её, поглотить, забрать себе, но все попытки его тщетны. Лишь когда Красоте грозит уничтожение, когда она опускается качественно до состояния смертного человека, герой испытывает что-то похожее на равенство межу собой и Красотой. Невозможность несовершенства возвыситься заставляет искать способ принизить Красоту. Унизить или уничтожить.

Сгореть вместе, на ритуальном погребальном костре. Воссоединиться навсегда.

Но даже это невозможно. Даже смерть Красоты, как оказалось, не приближает её к несовершенству. Красота вновь отталкивает. И будет отталкивать каждого, кто пытается вобрать её материальность, пытаясь трансформировать её, а не себя.

Через 7 лет настоящий поджигатель умрёт в тюрьме, Но Золотой Павильон восстановят за два года до его смерти. картинка AnastasiyaKazarkina

в рамках игры "Книгомарафон"

Комментарии


Очень крутая рецензия! Спасибо.


Буду рада, если пригодится)