Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

20 августа 2023 г. 15:44

178

5

За что я люблю Агату Кристи, так это за то, что расследование у неё всегда на первом месте. Сейчас пишут очень много детективов, которые можно назвать чем угодно – триллером, криминальным, социальным или психологическим романом – но не детективом как таковым. И никогда не угадаешь, на что именно ты наткнёшься. Поэтому не может не радовать тот замечательный факт, что ты можешь быть абсолютно уверенным, что у старушки Агаты в детективах ты найдёшь именно детектив. Расследование, поиск улик, опрос свидетелей, работу серых клеточек. А социальный контекст или психологический станут максимум очередным доказательством, а никак не основой сюжета.
Вместе с тем писательница постоянно ставит эксперименты с жанром, формой, интригой, окружением, персонажами, время от времени вводит в следственный процесс разные популярные в те годы явления типа психоанализа. И подаёт всё это неизменно с интересной стороны.

Именно таким и стал первый роман седьмого сборника, «Карты на столе», завязка у которого была весьма необычной. Один эксцентричный богач приглашает Пуаро на вечеринку, якобы посвящённую самой необычной коллекции – коллекции убийц. Звучит как пустое бахвальство, и поверить в это действительно сложно, а ещё сложнее проверить, и уж тем более никто бы не смог предположить, что преступник рискнёт действовать прямо на самом приёме. При этом убийство произошло в закрытой комнате, когда все были практически друг у друга на виду. Неужели среди приглашённых и впрямь был ускользнувший от правосудия убийца? Но кто именно? Или виновными следует считать всех подозреваемых? Пуаро придётся действовать, опираясь главным образом на свои предположения о характерах лиц, замешанных в этом деле. Вместе с ним расследованием будут заниматься сквозные персонажи инспектор Баттл и полковник Рейс, а также эксцентричная писательница детективов, в образе которой Агата Кристи, несомненно, вывела саму себя.

Следующий роман, «Немой свидетель», начинается уже куда привычнее. Пуаро получает письмо, в котором некая дама беспокоится за свою жизнь. Но когда великий сыщик напару с верным Гастингсом приезжают, выясняется, что письмо отправлено с задержкой, а их нанимательница давно мертва. Все наследники получили причитающееся, и, казалось бы, ловить здесь уже нечего, но что-то во всей этой ситуации не даёт Пуаро покоя, и он всё-таки берётся за это более чем странное и запутанное расследование. Которое, само собой, усложняется ещё и тем, что убийство произошло несколько месяцев назад. Да и сложно сказать, было ли это вообще убийством. Однако Пуаро привык во всём видеть худшее, особенно в делах, где замешано большое наследство, а потому уверен, что смерть пожилой леди вряд ли вызвана нечастным случаем или естественными причинами.
Интересно, кстати, и название произведения. Поначалу кажется, что немой свидетель – это собака убитой, но в итоге собаки в книге было не так уж и много, и следствию она не сильно помогла. А потом я узнал, что "немой свидетель" – это криминалистический термин, обозначающий, что все улики можно получить только с трупа. Но сейчас даже трупа-то нет, так что со свойственной ему исключительной проницательностью Пуаро будет воспроизводить ход мыслей и логику давно умершего человека, чтобы по шагу восстановить весь ход этого туманного дела. И чем больше он в него зарывается, тем больше понимает, что вся семейка – тот ещё гадюшник. Ну конечно же, его надо разворошить до основания!

Завершает сборник «Смерть на Ниле», по праву считающаяся одним из лучших романов Агаты Кристи. Снова бедняге Пуаро не дадут отдохнуть, на этот раз его возьмут в оборот во время путешествия по Египту. Очень кровожадный любовный треугольник, в котором соперницы хотят то ли поубивать друг дружку, то ли выпилиться с тоски, то ли всё сразу. О-ля-ля, старому бельгийцу меньше всего хочется встревать в романтические разборки молодёжи, так что он ограничивается наблюдениями.
Кристи очень тянет с преступлением. Обычно убийство происходит в первой четверти книги, а тут аж в середине. Причём, вплоть до самого рокового момента нельзя понять, кто же именно из двух девушек станет жертвой. И можно было бы подумать, что это делается ради большего нагнетания, но, как ни странно, напряжением и триллером здесь и не пахнет. Наоборот, очень живописно рассказывается о Египте, потом будет красивое путешествие по Нилу, с посещением достопримечательностей и умиротворяющими пейзажами. Похоже, что писательнице хотелось как-то передать в тексте и собственные впечатления от такой же поездки.
Зато потом события закрутились так, что не успеваешь за всем следить, а преступник умудряется под шумок перебить ещё кучу народа. Пуаро как всегда виртуозно воссоздаёт из разрозненных, казалось бы, деталей цельную картину преступления. Меня неизменно радует, как он сбивает всех с толку всякими нагромождениями якобы случайных фактов. Их даже запомнить сложно – не то, что свести воедино. Дело дополнительно усложняется и тем, что на этом же корабле плывёт полковник Рейс, и у него тоже своё рабочее задание. Просто взрыв мозга и серые клеточки по стенам!

Вот таким был том. Всего три произведения, но зато какие расследования. А ещё мне очень нравится, как в романах Агаты Кристи порой открываются разные интересные нюансы и детали быта тех времён. Так в этом томе, например, неоднократно рассказывается об очень странной, на мой взгляд, и отошедшей в прошлое профессии компаньонки. Да кто это блин вообще и зачем они были нужны?
И нельзя не упомянуть лишний раз, какие в этом собрании сочинений замечательные сноски и примечания, подробно поясняющие за географию Великобритании и районирование Лондона, причём, в исторической перспективе. Какие места и улицы 100 лет назад считались престижными, какие нет, где что находилось и что изменилось. Довольно познавательно. Вот что значит редактура с душой.