Больше рецензий

18 августа 2023 г. 14:35

109

4 Дорогой испытаний к заветной цели

Выбор данной книги для флешмоба с целью привлечь внимание к ней не кажется мне удачным. Я прочитал множество книг путешественников, многие из которых не сравнятся с этой достаточно суховатой и не слишком большой по объёму книгой. Даже многие путешествия Мишеля Песселя читаются гораздо интереснее. Тот, кто сделал этот выбор, на мой взгляд не слишком хорошо ориентируется в подобной литературе.

Прелесть книги Александры Давид Неэль будет совершенно непонятна обычному европейскому читателю. Эта книга интересна исключительно с двумя целями: 1) ближе прикоснуться к простому тибетскому народу, почувствовать его изнутри и 2) лучше понять внутренний мир и психологию самой писательницы. Всем, кто ищет здесь чего-то другого, будет не интересно её читать.

В отличие от многих других произведений, здесь мы видим страну снегов более реалистично, часто совсем без прикрас, но тем и ценнее описанные наблюдения. Александра Давид Неэль беспристрастно передает все увиденное в запретном царстве.

Также нельзя не поразиться необычайной духовной силе писательницы. Помимо многочисленных физических нагрузок, которые ей пришлось пережить в 55 лет, несмотря на множество опасных и драматических ситуаций, её спокойствию и умению держать себя можно только позавидовать.

Кроме того, несмотря на скептицизм, долгие годы пребывания на востоке оказали свое влияние на неё и поэтому, стараясь не поддаваться суевериям, она часто пишет о неких духах и невидимых силах, которые поддерживали ее на этом пути.

Для меня совершенно очевидно, что это не выдумки воспаленного сознания, так как ни один другой иностранец на её месте не смог бы выдержать и 10-й доли выпавших на ее долю испытаний. И дело здесь не только в амбициях уязвленной европейки, как может показаться из ее же объяснения. Мудрый и внимательный читатель поймёт, что это не более чем уловка. Александру влекло в эту страну по другой причине, скорее всего скрытой за чертой отделявшей ее прошлую жизнь. Как легко и быстро она усвоила психологию тибетцев, как глубоко восхищалась невероятными по красоте видами гор, будто они были ей давно знакомы, как рьяно помогали ей в путешествии незримые силы?  Я спрашиваю себя - разве могло бы это всё произойти с человеком случайным, который оказался в этом суровом краю по какой-то прихоти? И отвечаю себе - нет, в таком деле случайностей не бывает. Тибет действительно раскрыл перед ней свои тайны, хотя для многих иностранцев они оставались недостижимыми. Вероятнее всего это произошло потому, что она не была чужой в этом краю. Случай с умирающим стариком, описанным в данном путешествии, который предсказал ее появление и просил благословить его перед смертью, настойчиво убеждая всех, что она его духовный учитель - только лишний раз свидетельствуют в пользу этой точки зрения. Она не была в полной мере иностранкой в Тибете, скорее иностранкой она была в Париже, а потому и отправилась в большое многолетнее странствие по востоку, в поисках своего истинного "дома".

Александра очень глубокий мистик и практик, и ее недюженный ум и совсем не женский интеллект, а также глубокое понимание философии востока будут постепенно раскрыты в других ее книгах.  Она сознательно не стала заполнять эту работу слишком сложными отступлениями, сдедав ее более доступной для массового читателя. Однако от этого произведение несколько проиграло, поскольку превратилось почти в бесконечное описание лишений и трудностей, которые пережили путники за время путешествия. Мне кажется книгу нужно было наполнить  чередой услышанных историй и анекдотов, чтобы разнообразить ее аскетичную палитру страданий и лишений.

И все же одна сценка, на мой взгляд, резко выделяется из всего повествования. Она произошла, когда уже преодолев самую опасную область По, у костра путников как бы из неоткуда, возник загадочный подвижник с трезубцем, молча наблюдавший за ними, а потом протянувший чашу из человеческого черепа. Впоследствии он спросит Александру о том, где ее ритуальные предметы посвящения.

Мне кажется это был тот, кто позже, в другой книге писательницы во время беседы с реформатором в Сиккиме незримо появится в комнате и скажет, что это всё это - его страна и его народ, и что он не позволит ничего изменить в их вере и укладе.

Так кто же этот загадочный хозяин Гималаев? Мне думается что за фразой о том, что у него много ликов, скрывается сам повелитель богов, Шива, и я глубоко уверен, что не только этот гомчен у костра в ночи, но даже сам Пема Гесар, Падмасамбхава, принесший мистическое учение тантры и буддизма в Тибет - является его аватарой.