Больше рецензий

14 августа 2023 г. 14:02

117

4 Когда воображаемое путешествие намного важнее и существеннее и глубже путешествия в физическом пространстве

...​​Именно об этих “не-путешествиях“ рассуждает литературовед и психоаналитик Пьер Байяр в своей книге «Искусство рассуждать о странах, в которых вы не бывали». Философское эссе, даже сборник таковых, где мы сталкиваемся с путешественником-домоседом как феноменом культуры, психологии, литературы...
картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Это было интересно в целом читать (местами чуть занудно), потому что открываешь для себя различные казусы как далёкого прошлого, так и недавнего времени. Вот лишь некоторые, анализируемые автором:

★ Марко Поло ярко и подробно описывать своё путешествие в Китай в письмах для возлюбленной, но выясняется, что этот венецианский купец вряд ли отправлялся дальше Константинополя

★ Писатель Эдуар Глиссан исследует остров Пасхи, так туда и не добравшись, — он передоверяет сбор этнографического материала жене, через неё проводя беседы и анализируя культуру и жизнь на острове

★ Шатобриан описывает путешествие в Америку, где разные места подозрительно похожи по описанию, а один остров как минимум трижды появляется в разных географических контекстах

★ Антрополог Маргарет Мид описывает в своей книге очень свободные добрачные отношения жителей Самоа (еë книга сильно повлияла на общество в США 60-х годов), а оказывается, что Маргарет не побывала ни в одной местной деревне, записывая всё по словам юных жительниц, которые к ней приходили и зачастую потешались, привирая о своей жизни, быте и отношениях.

«В области человеческой психики, как её реконструирует психоанализ, собственно физическое присутствие не имеет определяющего значения в картине психической реальности»

И это лишь часть собранных историй, которые тщательно подобрал и описал Пьер Байяр. Есть тут место и не-путешествиям недавнего прошлого, такие примеры из книг, газет, мира спорта, отовсюду. Например, как журналист из «Нью-Йорк Таймс» писал статьи, не отправляясь на места событий, которые потом подробно описывал в репортажах. Или как спортсменка пробежала Бостонский марафон и победила, хотя часть пути проделала на общественном транспорте. А ещё прекрасный семьянин, который много лет обманывал родных, что работает в ВОЗ, имитировал поездки и бурную деятельность (в предчувствии, что его такая жизнь разрушится и правда выйдет наружу, убил себя и своих родственников).

Байяр анализирует “атопическое пространство“, созданное в литературе и искусстве, где границы между произведениями и реальным миром весьма проницаемы и входят друг в друга. Всей своей книгой он показывает, что необязательно быть вблизи предмета или места, о котором пишешь (даже наоборот, можно лучше описать на расстоянии).

Передать “дух места“ — суть места, не сводимую к внешнему обличью и тем более в конкретный исторический момент — это и пытается ухватить литература, преодолевая рамки реальной географии. Ярким примером “не-путешествия“ в литературе служит Филеас Фогг из романа Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней» — он проносится мимо стран, мест, людей.., лишь обозревая эти места (“охватить взглядом“), но это отнюдь не значит, что он не знает этих мест.

«Литературная правда нуждается не столько в буквальной верности реальному, сколько стремится передать определённый душевный опыт: сперва найти способ пережить его самому, а потом, что тоже совсем не просто, разделить его с читателем»

Интересное в целом исследование, где внешнее перекликается с “внутренним краем“ человека, где происходит проекция личности на реальную местность и преобразование её в “воображаемые края“. Вспоминается в конце книги замечательный пример из повести Нины Берберовой «Чёрная болезнь», где герой воображает себе идеальный город Чикаго и свою любовь с возлюбленной в этом городе, а на самом деле так трансформируется его травма потери любимого человека во Франции во время бомбёжки.

Для кого: для домоседов, любящих путешествия и новые страны.

Если заинтересовал, обязательно почитайте эту книгу. А я бы у Байяра почитал ещё «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали».