Больше рецензий

13 августа 2023 г. 18:44

705

5 Библейская история Столетней войны

И если мы в чужих краях
Будем звать тебя с мольбой,
Со словами скорби на устах, —
То осени ты нас собой.
(с) Марк Твен. "Жанна д'Арк" 

Орлеанская дева, спасительница Франции, национальная героиня — Жанна д'Арк... Ещё в детстве, прочитав в школьном учебнике по истории небольшую главу про её жизнь и деяния, я был изумлен: как деревенская девушка без образования, военных навыков, без связей с влиятельными людьми, девушка, которая не видела мир дальше своего захудалого села — как она смогла не просто встать во главу армии и одерживать победы на поле брани, но и поднять за собой всю страну? Воистину, как бы далеко не шагнула историческая наука или историография, объяснить это случайностью нельзя. Впрочем, имеются рациональные варианты трактовок: например, есть гипотеза по А. В. Шувалову о заболевании Жанны синдромом Морриса, что ведет к разгадке тайны Орлеанской девы через биологию. Впрочем, поговорить мне бы хотелось не о том, как это могло быть на самом деле, а о том, как это видят потомки, художники, как это сохраняется в памяти и чему эта история может нас учить сегодня, спустя более полутысячи лет.

Перед нами последний роман замечательного американского писателя Марка Твена, который можно рассматривать как духовное завещание автора. Изучив исторические работы современников и ряд источников, Марк Твен старался воссоздать фактологическую канву, фон главных событий, атмосферу, психологию и материальный быт того времени. Безусловно, текст получился не без огрехов. Вроде того момента, когда рассказчик-современник называет войну Столетней, хотя этот термин был введен много позже, или сцена, где французские солдаты отдают честь, в то время, как этого ещё не ввели в тамошнюю армию (спасибо примечаниям редактора). Короче говоря, несмотря на это, историческая основа романа очень даже неплохая, основные вехи (походы, битвы, коронация Карла VII, суд и прочее) и реальные лица прописаны хорошо. Но, по моему мнению, "Жанна д'Арк" — не столько исторический роман, сколько, скорее, духовный, человеческий портрет, идеал, образ на фоне сложной и темной эпохи.

Повествование ведется от вымышленного лица, некоего сьера Луи де Конта, товарища детства, оруженосца и писца Жанны д'Арк. Биография Орлеанской девы открывается с точки зрения личных воспоминаний, написанных рассказчиком спустя более полувека. С одной стороны, жанр псевдо-мемуара позволяет оправдаться за некоторые неточности (по легенде ведь де Конт пишет их в глубокой старости), с другой — иметь право на субъективное, личностное восприятие Жанны как исторической личности и человека. Книга оформлена как мемуары, частично стилизованные под XV век, но язык, как всегда это было у Марка Твена, лёгкий, изящный, высокохудожественный, что передается благодаря качественному переводу на русский язык, выполненный И. И. Ясинским . В отличии от прошлых исторических книг этого автора, где больше преобладала сатира, "Жанна д'Арк" написана в лирической манере. Возможно, подобное вызвано тем, что это последняя законченная работа писателя, в которой он хотел выразить своё отношение к жизни и миру через призму известных исторических событий. Жанна д'Арк — это человеческий идеал для Марка Твена. Как он сам говорил, роман про любимую героиню он писал для души, для себя, понимая, что книга, возможно, не будет продаваться. Отсюда неизбежно вытекает тот факт, что Марк Твен, как выразился Бернард Шоу, обожествляет Жанну, словно поклоняется ей.

Марк Твен выбрал классический, "канонический" образ Жанны д'Арк — святой, которая является посланником Господа, что слышит Его голоса через ангелов. Оттого она выглядит иногда слишком "божественно", идеально, слишком выделяется. Но так и должно казаться: автор рисует свой человеческий и патриотический идеал. Если проследить жизненный путь Орлеанской девы, то нетрудно увидеть сильную схожесть с библейской историей Христа: восприятие народом Жанны как божественной посланницы, читай, как почти что пророка, который исповедует ценности самопожертвования, милосердия, исключительной набожности,  веры в Господа и верности ему. Как это было с Иисусом, пророка ждёт в конце земного пути суд и Голгофа (сожжение на костре). Надо понимать, что 1420 гг. самое печальное время Столетней войны для Франции: трагическое поражение под Азенкуром, позорный договор в Труа, общее уныние и упадок. Казалось бы, Франция вот-вот будет поглощена Англией и перестанет существовать. К этим проблемам прибавлялось то, что наследник французской короны был подвластен жадному и предательскому окружению, для которого главной ценностью была собственная шкура, а не страна, ими представляемая. И в это мгновение является Жанна д'Арк, что сумела достичь перелома в войне и заставить французское войско перейти в наступление. 

Третья часть книги, посвященная суду и сожжению Жанны, быть может, самая главная в произведении. В ней Марк Твен рисует образ непримиримого патриота, верного своим идеалам, человека, который, не взирая на все хитрые попытки богословов его судить, не отрекается от своих слов, продолжая хранить любовь и преданность Франции. И идя на костёр, Жанна д'Арк освещает патриотизм собственной жертвой, не променяв идеалы на почётный плен и "золотую клетку" в тюрьме. В отличии от Христа, Жанна не воскресала телом и не являлась своим соратником. Но она всё равно воскресла — во-первых, её дело освобождения родины было окончательно завершено через 20 лет, а во-вторых, она стала почитаемой в народе мученицей, патриотом, святой. Страдания и смерть Жанны стало одним из факторов, которые формировали национальное самосознание французского народа, который начал понимать себя единым целым на фоне трагической, но героической войны с англичанами. 

Марк Твен опубликовал роман в 1896 году, когда до Великой войны оставалось 18 лет. До войны, в которой понятие патриотизм будет опорочено, омыто кровью и позором, которое будет очернено истинными целями той бойни. Шовинизм и национальная нетерпимость тех лет, а так же Второй мировой войны, навели сильную тень на само слово "патриотизм" в глазах людей, сделав его чуть ли не синонимом к слову "национализм". К сожалению, и сейчас это мнение актуально. Но читая "Жанну д'Арк", видишь, что патриотизм — это не ненависть к кому-то, ведь Жанна, по крайне мере, в изложении Марка Твена, к англичанам не испытывала ненависти, наоборот, призывала даже объединиться в новом Крестовом походе. Напротив: истинный патриотизм — это самопожертвование, любовь, сострадание. В конце концов, это неразрывно связано с высокими духовными и морально-нравственными идеалами человеческой души, чьим олицетворением, безусловно, и служит библейская история Жанны д'Арк.