Больше рецензий

Eugenia_Novik

Эксперт

аристократического искусства ничегонеделания

13 августа 2023 г. 01:32

126

3 Он ужасно страдал, но не сетовал. Спустя месяц он умер.

Сборник рассказов не связанных по смыслу. Так кажется на первый взгляд. Но есть наитие, что каждая строчка посвящена Венсану. Он может скрываться за маской очень тучной женщины, или за восковой маской Людовика XVII в музее, или же это сам Эрве собственной персоной, который признается в любви себе, или же обнажает неприятные сцены из множества жизней встреченных ему на пути.

Тайна. Вот что объединяет эти истории. Как только персонажи раскрывают карты, они наскучивают рассказчику. Это странно, завуалировано и непонятно. Для чего нужны нарезки чужих людей, мыслей, проблем? Не умаляю значимости влияния этих самых людей на жизнь Гибера (Изабель Аджани, Мишель Фуко, Венсан и тд), но я не всех смогла прочувствовать и это оттолкнуло.

Диалоги неоформлены должным образом, но это не минус, а особенность.

Бытовая откровенность, без «рюшей и плюшей».

«Не повезло Эме Нибар называться Эме Нибар, весьма быстро она стала слишком толстой девушкой с чересчур пышной грудью и должна была скрывать исходивший от потовых желез тошнотворный запах удушающе тяжелым парфюмом. Она носила платья свободного покроя, коротко стригла волосы цвета соломы с черными корнями, ноги у нее постоянно опухали. Ток крови вызывал недомогания, когда замедлялся в какой-либо части тела, чаще всего в голове, наступало удушье, пот лил градом. Ходила она мало. Большую часть времени занималась тщательной эпиляцией и бритьем.»

Один рассказ написан в стиле Жозе Сарамаго - одно сплошное предложение, без абзацев, точек, но наполненное глубоким осмыслением потери Венсана.

«4 марта, двадцать часов сорок пять минут, я в мастерской один, деревянным концом кисточки похлопываю наложенный поверх иконы листок золота, раскат грома, и золотинка, шелестя, отстает от большого пальца, сморщивается в шарик, мой взгляд не может его удержать, первый толчок длится несколько секунд, икона упала к стене, в стене возникает трещина, в которой виднеется сад, мне не схватиться за ручку двери, она отходит назад, паркетный пол скользкий, мастерская дрожит, становится совсем маленькой, и в тот момент, когда я оказываюсь в саду, всегда возвышавшееся надо мной четырехэтажное здание обращается в столб пыли,»

Чтобы понять этот сборник, вам нужно больше Эрве Гибера в вашей жизни.

Любопытно, но для первого знакомства не рекомендую.