Больше рецензий

InfinitePoint

Эксперт

балетмейстер, постановщик танцев с бубнами

11 августа 2023 г. 19:06

122

4 Страх неведомого

Книга в целом понравилась, хотя сборники оценивать всегда непросто. Составители включили в него тринадцать (трепещите, человеки!) рассказов, упомянутых  и высоко оцененных Лавкрафтом в его знаменитом эссе  Сверхъестественный ужас в литературе . Кстати, об эссе. Всем любителям жанра рекомендую прочитать эту статью: там буквально по полочкам разложено всё, что касается "литературы, насыщенной космическим страхом" : откуда пошло, как развивался жанр, будет ли он востребован в будущем, и в чём его отличие от "соседних" жанров. Эссе было написано почти сто лет назад, и Лавкрафт, конечно же, оказался прав — жанр по-прежнему востребован, особенно читателями "с очень чуткой восприимчивостью". Лично мне эссе ещё и помогло составить довольно внушительный список заинтересовавших меня произведений, разумеется, написанных до 1927 года.

Но вернусь к сборнику (напомню, это аудиокнига). Рассказы желательно слушать на ночь, потому что так страшнее. Можно в темноте, или при (колеблющемся) свете свечи. И не больше двух-трёх за один раз, потому что с рассказами (особенно с такими) дело обстоит примерно так же, как и с духами: за один раз рекомендуется нюхать не более трёх ароматов, "поскольку наши обонятельные рецепторы быстро утомляются, теряют чувствительность, и вы не сможете уловить и достоверно прочувствовать все нюансы и нотки композиции". Здесь то же самое. Оптимальное количество — два рассказа перед сном. Или один. Средняя продолжительность каждого рассказа — примерно 20 минут (есть покороче и подлиннее).

Не скажу, что все до одной истории вызвали у меня ужас. Разные сюжеты и темы, разные авторы, но временами становилось действительно жутковато. Тут же ещё важен правильный внутренний настрой. И от чтеца в данном случае зависит очень многое, именно он "проводник" сверхъестественного — от автора к читателю. И Алексей Денисов прекрасно справился с задачей: приятный тембр, интонационные акценты в нужных местах, правильные ударения. У меня к чтецу только одно замечание: "Алексей, не пытайтесь (в диалогах) подражать женскому голосу. Не надо!"

Ещё одним удачным решением стало включение в повествование различных тревожных звуков: скрип двери, еле слышные крадущиеся шаги, плеск волны, волчий вой где-то вдалеке, непонятные вздохи, чирканье спички, завывание ветра,  карканье ворон и тому подобное. Всё это очень к месту и неслабо нагнетает атмосферу.

Особо хочу отметить рассказы  Уильям Хоуп Ходжсон - Голос из тьмы  и  Джон Полидори - Вампир.  Мне они показались наиболее зловещими. Впрочем, все рассказы в этом сборнике так или иначе объединяет одно: атмосфера "беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами". При этом степень самого ужаса зависит от правильного эмоционального настроя, силы воображения читателя и даже антуража комнаты, где находится этот самый читатель. Одним словом, тот, кто знает толк в ужасах, меня поймёт. Конечно, нас уже нелегко чем-то напугать, но всё же... Сейчас так уже не пишут, и в этом тоже есть своя неповторимая эстетика .

И как говорит Лавкрафт:

Дети всегда будут бояться темноты, а взрослые, чувствительные к унаследованному опыту, будут трепетать при мысли о неведомых и безмерных пространствах где-то далеко за звездами с, возможно, пульсирующей жизнью, не похожей на земную, или ужасаться при мысли о жутких мирах на нашей собственной планете, которые известны только мёртвым и сумасшедшим.


o-r.jpg

*******

Отвечаю на  Вызов "Мира аудиокниг" 2023, охочусь на волков в "Клубе любителей ёжиков".